Пастернак и Цветаева «ожили» на сцене Малого зала филармонии
25 января на сцене Малого зала петербургской филармонии состоялась премьера музыкального спектакля «1926» с Елизаветой Боярской и Анатолием Белым в главных ролях, повествующего об одном из самых знаменитых любовных романов 20 века.
Постановка, включающая в себя игру актёров, живую скрипку, новейшие технологии из области проецирования – видеомаппинг, никого из зрителей не оставила равнодушной. Среди гостей, прибывших на премьеру, был замечен Михаил Боярский, решивший, видимо, поддержать дочь, которая сыграла в постановке поэтессу Марину Цветаеву.
Елизавета упоминала, что Цветаева всегда имела для неё особое значение, и ей было интересно примерить образ поэтессы. С этим она справилась отлично. Боярской удалось передать все тонкости сложной женской личности с несчастной судьбой. Елизавета мастерски переходила на сцене от неистового гнева к слезам и истерике, а затем к задиристому смеху, заставляя зрителей трепетать и недоумевать, делая образ Цветаевой совершенно неповторимым. Анатолий Белый не уступил своей коллеге в правдоподобности игры, воплотив на сцене Бориса Пастернака, человека, страстно влюбленного, но запрещающего себе любить.
Виртуозно вкрапляя в диалог героев не только выдержки из писем, но и фрагменты поэмы «Крысолов», режиссёру постановки Алле Дамскер удалось осветить любовную драму с разных сторон, показывая её в контексте той эпохи и тех обстоятельств, в которых существовали реальные личности. Не выпуская из рук главную нить – любовную, ей удалось вплести в полотно спектакля отношение героев к советской власти, к войне, к поэзии.
Трагическая история любви между поэтами была сполна передана, в том числе, благодаря талантливой игре на скрипке Дмитрия Синьковского, который сопровождал своей музыкой все душевные переживания Цветаевой и Пастернака. В моменты ссор и перерывов в переписке скрипка жалобно плакала, в моменты примирений пела звуками надежды. Такую постановку представить без музыки невозможно, и скрипка Синьковского замечательно справилась с этой задачей, выступая полноценным третьим героем спектакля.
Скрипка также является олицетворением немецкого поэта Райнера Марии Рильке, который был важен как для Цветаевой, так и для Пастернака. Они считали его гением, писали ему письма и его смерть в 1926 году стала огромным ударом для них обоих, что, конечно же, нашло отражение в постановке.
Кроме того, Дмитрий Синьковский приятно удивил зрителей не только способностями игры на скрипке, но и своими певческими навыками. Не последнюю роль сыграли и выразительные 3D-проекции, дополняющие и проясняющие чувства героев.
Спектакль «1926» определённо был успешно реализован и оправдал ожидания. Зал гремел оглушительными аплодисментами, а артистам буквально не хватало рук, чтобы удержать цветы и презенты от впечатлённых зрителей.
Ульяна ИВАНОВА
Фото: Стас ЛЕВШИН