«Ночь света»: впечатления очевидца
В ночь с 30 на 31 июля Гатчина в третий раз принимала фестиваль «Ночь света». В этот юбилейный для Гатчинского дворца год он стал самым масштабным за всю историю проведения.
Представления прошли на 9 площадках, организаторы постарались охватить ими все значимые места парка. По словам организаторов, мероприятие посетили около 6500 человек.
Директор музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов отметил: «В год 250-летия Гатчинского дворца мы представляем обновлённый фестиваль «Ночь света». Сохранив формат и композицию в целом, мы во многом переосмыслили его содержание, сделав не только развлекательным, но также интеллектуальным, интеллигентным, и потому, как нам думается, более органичным атмосфере старинного парка, событием».
Дождь старательно поливал парк весь день, и старания его даром не прошли. Передвигаться требовалось осторожно даже с фонариком. Риск угодить в лужу возрастал в той части парка, что ближе к Красноармейскому проспекту. Кстати, именно оттуда организаторы советовали начинать свой маршрут.
Как выяснилось, совсем не зря. Первая остановка – Амфитеатр. Он в эту ночь стал, как ему и положено, сценической площадкой. «Пена дней» от петербургского театра АХЕ была самым цельным из представлений. Хоть без знакомства с творчеством Бориса Виана трудно было оценить то, что происходило на сцене, но участие живого огня и отчаянные трюки актёров вызвали отклик у зрителей. В финале спектакля залп пенной установки намёл настоящие сугробы.
Тему живого огня продолжила площадка у «Турецкой» палатки. «Турецкая» палатка — одно из немногих утраченных сооружений парка — была воссоздана специально на время фестиваля. Фаер-шоу от театра огня «Васана» тоже вызвало восторг зрителей. Артисты буквально играли с огнём, а девушка с ранцевым огнемётом значительно подняла температуру шоу.
«Это не ночь света, а ночь темноты», — недоумевали некоторые зрители, пробираясь по неосвещённым дорожкам к месту следующего представления. И вот Иорданский фасад дворца превращается в холст, на котором художник рисует картины в режиме реального времени. А сотни зрителей, затаив дыхание наблюдают за творческим процессом.
Ближе к Карпину пруду становится чуть светлее, и на дорожках появляются странные живые скульптуры с фонариками. Они приглашают на фотосессию.
Очередные островки света — Адмиралтейство, подсветка островов и фонарики над протоками Водного лабиринта — приводят к сцене. Желание послушать звуки волшебного дудука собрало тут самых разных зрителей. Кто стоит, а кто уселся прямо на траву. Но вместо дудукиста на сцене появился в меру лохматый мужчина и начал извлекать из контрабаса душераздирающие звуки. Как оказалось, маэстро Виталий Погосян, отыграв отделение в 22.00, благополучно покинул сцену. Нельзя сказать, что слушателей обрадовала такая импровизация, но никто не расходился, все продолжали слушать — джаз всё же.
Выяснилось, что приобщиться к прекрасному люди стремятся любыми путями, в том числе и бесплатно, через забор. Преодолев ограду, из тьмы ночной возникают подвыпившие «знатоки искусства», лузгающие семечки:
— А что вы тут слушаете?
— Это джаз!
— И вы вот за это заплатили восемь сотен? – ухмыляются «знатоки».
Финальное шоу, безусловно, удалось. Перед нами промелькнули узнаваемые исторические образы, ведь «Ночь света» приурочена к 250-летию парка. Ворота Гатчинских парков были основной темой светового шоу, а лазерная подсветка создавала впечатление, что мы находимся на дне морском. Мелькали яркие цветы и экзотические животные. А красочный салют не подменил собой действие, а удачно дополнил его.
Евгений АНТОНЕКО