Наш Куприн
Так об Александре Ивановиче могут сказать и жители Наровчата, где Куприн родился и прожил три младенческих года. И жители Гатчины, где у него был собственный дом и 11 лет счастья.
Конечно, можно поспорить, для кого он более НАШ. Но гатчинцы и наровтчатцы предпочитают не спорить, а сотрудничать. 24 сентября, в канун дня памяти писателя, в библиотеке им. А. И. Куприна прошла конференция «Всероссийский Гатчинский житель». Её организатор – гатчинский «Музей А. И. Куприна» – пригласил для участия в конференции заведующую музеем А. И. Куприна в Наровчате Марию Рожкову и научного сотрудника Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области Татьяну Кайманову.
– Всё, что касается Гатчины, это, конечно, очень важный период в творческом наследии Куприна. На эту конференцию я привезла новые материалы: Куприн в 1917 году. Последнее время встречаются не слишком обоснованные выражения и суждения о Куприне, что в 1917 годуон притаился и замолчал. А новые материалы подтверждают, что Куприн
очень активно занимался публицистикой, – рассказывает Татьяна Александровна. – Он печатал фельетоны, статьи. А в 1917 году, согласитесь, статья – это тоже поступок. И какие статьи он писал! Может быть, со временем, так как материалов набралось много, например, к следующему году, подготовлю новое издание неизвестного Куприна.
Татьяна Кайманова признаётся, что когда готовила к изданию свою последнюю книгу «Куприн без шелухи», думала, что это всё, что купринская тема для неё закрыта. Но в нынешнем году на неё просто посыпались неизвестные ранее материалы, написанные Александром Ивановичем. Писатель не отпускает своего главного исследователя.
На конференцию в Гатчину Татьяна Александровна привезла только что изданный сборник стихов, эпиграмм и афоризмов Куприна.
– Это уже третье издание, сверенное и дополненное, составителем которого является научный сотрудник Пензенского Литературного музея Татьяна Кайманова. Собранные в одной книге, но разбросанные в архивах, по личным альбомам, письмам и воспоминаниям, стихи и переводы Александра Куприна (с немецкого, французского, финского, итальянского) интересны и разнообразны, – поделилась впечатлением о сборнике главный библиотекарь Купринки Алёна Тришина. – Ещё будучи воспитанником Кадетского корпуса, Саша Куприн начал писать стихи. Это было в 1883-м. Тогда 13-летний подросток увлёкся поэзией Гейне. Впоследствии юноша сочинил несколько поэтических сюит, увлечённо кропал эпиграммы и стихотворные сатиры. Конечно же, болел и маялся любовной лирикой.
В разных обстоятельствах на всём протяжении своей жизни Александр Иванович Куприн встречался с музой поэзии.
«Если бы он не был превосходным прозаиком, он мог бы стать поэтом, которого не прозевали бы», – отмечал критик Александр Измайлов в 1919-м году. Возможно, это и завышенная оценка приятеля, но поэтические струны лирики Александра Куприна – чувственные, искренние, откровенные – ныне становятся романсами, которые вдохновенно исполняют и мужчины, и женщины, – рассказала Алёна Александровна о Куприне-поэте.
Гостья из Пензенской области Мария Рожкова «провела» участников конференции по залам государственного музея Александра Ивановича Куприна, который расположен в доме родителей писателя. Он был открыт в 1981 году при содействии дочери – Ксении Куприной. После виртуальной экскурсии по музею, было ощущение, что Гатчину перенесли на пензенскую землю. Всё, о чём с теплотой и любовью рассказывала Мария Анатольевна, связано с Гатчиной. Комнаты в доме воссозданы по фотографиям гатчинского дома Куприных; огород, разбитый у стен музея, в точности, как огород у «Зелёного домика».
Да что там огород: в музее, как ценный экспонат хранят крюк от какой-то хозяйственной постройки, найденный пару лет назад на месте, где находился дом Куприна.
Вопрос о том, насколько логичен музей там, где нечего сохранять, пензенцы даже не допускают.
– По рассказам матери и родственников, Александр Иванович представлял Наровчат как Москву, только красивее. Эта купринская фраза так и закрепилась за Наровчатом: Наровчат как Москва – только красивее!
Во многих произведениях, особенно написанных за границей, Куприн памятью тянулся в родные места. «Юнкера» построены на наровчатских мотивах. Это родственники. Дядюшка Аркадий – страстный лошадник во всей Пензенской губернии. Это мать главного героя. Автобиографический образ. А она вспоминает своих наровчатских знакомых,друзей, подруг. Например, Марию Ефимовну Слепцову: «Моя Марья Ефимовна при всех своих прекрасных чертах – порядочная-таки дурища, дай ей Бог всякого счастья и здоровия. Она ещё и в Пензе этим качеством отличалась. Но, однако, при всей своей глупой гордости и при вечном всезнайстве она чрезвычайно добра и всегда готова оказать помощь».
Ещё можно вспомнить рассказ, написанный в эмиграции.
«У Троице-Сергия», он тоже основан на наровчатско-пензенских мотивах. Александр Иванович вспоминает своё путешествие в раннем детстве с матушкой в Сергиев Посад. Там они встретили пензенского знакомого монаха, который служил в Троице-Сергиевой Лавре. От наровчатской тематики никуда не деться. Ну и не будем забывать, что всем известный герой «Поединка» Ромашов тоже наш – наровчатский.
Поэтому, музей на родине писателя целесообразен, логичен и необходим, – резюмирует Татьяна Кайманова.
– Вы в Гатчине раньше бывали?
– Конечно! В Гатчине я не первый раз, и вслед за Куприным – это мой родной город. Как Куприн любил Гатчину, так и я её люблю!
Да, но гатчинцы пока только мечтают о музее своего главного писателя и делают первые шаги по пути устройства знаменитого «Зелёного домика».
Об этом на конференции рассказал директор Частного учреждения культуры «Музей Александра Ивановича Куприна» Константин Иванов. Его доклад так и назывался: «Музей, о котором мы мечтали».
Дом семейства Куприных – «Зелёный домик», находившийся на улице Достоевского (Елизаветинская) – утрачен. Музей, который организуют энтузиасты, патриоты, радетели о культуре родного города, будет располагаться в похожем особняке, в доме № 27 на улице Урицкого (Николаевская). По словам Константина Евгеньевича, в любом доме Гатчины можно открывать музей Куприна. Если Александр Иванович и не бывал в этом доме, то по этой улице он точно ходил.
– Вся Гатчина – это музей Куприна под открытым небом. Куприн определяет культурный код нашего города, – убеждён директор ЧУК «Музей А. И. Куприна» Константин Иванов.
Пожалуй, не только культурный, но и гражданский. Один только факт, связанный с домом Куприна, подтверждает, что писатель был высоконравственным и милосердным человеком – настоящим гражданином. В 1914 году в своём трепетно любимом доме, имевшем водопровод, канализацию, телефон, 20 соток земли и каменный сарай, семья Куприных открыла лазарет для раненых на 10 человек. Сестрой милосердия в лазарете была жена Александра Ивановича Елизавета Морицевна. Над домом был поднят белый флаг с красным крестом. Лазарет для нижних чинов проработал до мая 1915 года, после чего был закрыт на карантин, так как один из вновь прибывших раненых оказался болен тифом.
Такие поступки достойны памяти не меньше, чем литературное наследие писателя. Но для этого нужен настоящий большой музей, поддерживаемый не только энтузиастами, но и властью. Музей, в котором была бы отражена вся жизнь НАШЕГО Куприна – Музей, о котором мы мечтаем!
Алёна РЫБАКОВА
Фото: Сергей КОВАЧЕВ
Альбом с фотографиями: https://vk.com/album-29998172_304045474