Конкурсные картины XXV кинофестиваля «Литература и Кино»
Стал известен список кинолент фестиваля «Литература и Кино», которые примут участие в конкурсах игрового и неигрового кино.
Игровое кино
Дар
2018 г., Россия, 95 мин.
Режиссёрпостановщик Михаил Кукушкин
В ролях: Юрий Оборотов, Алексей Колубков, Владимир Карпук, Валерия Дергилёва, Светлана Гера, Виктория Пятакина
Комедия по роману Сергея Жмакина «Золотая струя».
Толя Сидоров – простой рабочий предпенсионного возраста из российской глубинки – неожиданно открывает у себя талант художника и становится сенсацией в мире современного искусства. А всё это изза того, что создание «шедевров» происходит в очень интимный момент…
Слава о необычном художнике разлетается по Интернету, и на выставку уринальной живописи Анатолия приезжают ценители даже из Москвы. Как в русской сказке, на героя чудесным образом сваливаются признание и деньги, но Толя предпочитает сохранять инкогнито, пытаясь понять, творчество ли это. Да и мужики с завода засмеют, если узнают.
История одного назначения
2018 г., Россия, 112 мин.
Режиссёрпостановщик Авдотья Смирнова
В ролях: Алексей Смирнов, Евгений Харитонов, Филипп Гуревич, Ирина Горбачёва, Елизавета Янковская, Игорь Золотовицкий, Анна Михалкова, Сергей Уманов, Анна Пармас, Андрей Смирнов, Лукаш Симлат, Алексей Макаров, Геннадий Смирнов, Кирилл Васильев, Татьяна Колганова, Анна Рыцарева
В основу сценария драмы легла глава «Спасти рядового Шабунина» из книги Павла Басинского «Святой против Льва». Пронзительный и трагический рассказ о событиях, участником которых оказывается сам граф Лев Николаевич Толстой.
В пехотном полку в Тульской области, куда отправляется на службу вдохновлённый передовыми идеями столичный поручик Григорий Колокольцев, происходит военное преступление. Солдату, на плечи которого ложится вина, грозит военный трибунал и расстрел. Колокольцев обращается за помощью к графу Толстому, который решает защитить невиновного.
Острая история о сложности выбора и верности собственным идеалам основана на реальных событиях.
Как я стал…
2018 г., Россия, 101 мин.
Режиссёрпостановщик Павел Мирзоев
В ролях: Павел Табаков, Ольга Лерман, Роза Хайруллина, Сергей Пускепалис, Софья Синицына
Драма по одноимённой пьесе Ярославы Пулинович.
Дорогу в жизни Саше протоптал отец – деньги, девушки, машина, институт. А Саше хочется прожить жизнь както ещё, только он не знает как. Хотелось бы стать Цоем или Ван Гогом. И однажды Саша встречает Машу, девушку сложную и необычную. Её мать, уже немолодая актриса, спивается и пытается свести счёты с жизнью. Саша решается помочь девушке.
Кровь
2018 г., Россия, 106 мин.
Режиссёрпостановщик Артём Темников
В ролях: Юрий Николаенко, Александр Новин, Агриппина Стеклова, Евгений Сидихин, Анастасия Клюева, Никита Меншун, Даниил Кушнеренко
Драма по мотивам повести Валерия Былинского «Июльское утро».
Валера Ромеев – молодой художник из шахтёрского городка на востоке Украины – отправляется за счастьем в Москву. Оставив учёбу в художественном вузе, он прозябает на Арбате, работая уличным портретистом. В надежде на помощь, Валера разыскивает старшего брата Вадима – успешного бизнесмена, с которым давно потеряна связь. Однако независимый Вадим отказывает младшему брату в поддержке. Случайная встреча Валеры со школьным приятелем Геной Фагеным радикально меняет жизнь братьев Ромеевых…
Молодое вино
2018 г., Россия, 86 мин.
Режиссёрпостановщик Пётр Олевский
В ролях: Катерина Шпица, Валерия Бурдужа, Данила Рассомахин, Нил Кропалов, Екатерина Волкова, Александр Яценко
Мелодрама по пьесе Елены Исаевой «Абрикосовый рай».
В курортном приморском городе появляются две подруги, ищущие приключений. Красивая и уверенная в себе Мила пытается найти жениха тихой и застенчивой Любе. Однажды вечером они едва уносят ноги от местной шпаны и оказываются в уютном домике местного парня Славы. Здесь же их находит любимец женщин Коля, с которым у Милы когдато был роман. В итоге незаметная и неудачливая Люба уводит любимого человека у яркой и успешной Милы и уезжает с ним в Москву. А Мила остаётся в домике у моря и выходит замуж за скромного Славу. Через двадцать лет героев ждёт новая встреча и новый поворот в судьбе.
Мулла
2018 г., Россия, 121 мин.
Режиссёрыпостановщики: Рамиль Фазлиев, Амир Галиаскаров
В ролях: Рамиль Фазлиев, Гузаль Гаффарова, Рафик Тагиров, Марат Башаров, Наиль Дунаев, Гулуса Гайнетдинова, Ильдус Габдрахманов
Драма по мотивам одноимённой пьесы Туфана Миннуллина.
Картина рассказывает о том, как её главный герой Асфандияр получает неожиданное предложение от своего состоятельного доброжелателя Самата стать муллой в деревне, где тот построил мечеть. Приезд молодого муллы в село вскрывает целый пласт глубинных проблем современной татарской деревни, главный корень бед которой кроется в бездуховности. Асфандияру предстоит переломить эту ситуацию с помощью истинной веры и твёрдости своего характера.
Облепиховое лето
2018 г., Россия, 91 мин.
Режиссёрпостановщик Виктор Алфёров
В ролях: Андрей Мерзликин, Сергей Агафонов, Александр Усердин, Полина Чернышова, Сергей Каплунов
Художественный фильм «Облепиховое лето» – драма о жизни и гибели выдающегося драматурга Александра Вампилова. Жизнь и смерть, в которой отразилась эпоха.
Два самых важных смысла соединились в этой истории. Судьба простого провинциального человека, который выбирает путь художника, и любовь к своим родным местам.
Рисунки дождём
2018 г., Россия, 94 мин.
Режиссёрпостановщик Константин Одегов
В ролях: Сева Храмов, Елена Самохина, Николай Аузин, Наталья Никулина, Константин Одегов, Юлия Ауг, Владимир Толоконников, Леонид Окунев, Алексей Шлямин, Юлия Рытикова
По повести Константина Одегова «Я знаю, что ты есть!»
Герой фильма – художник. Его картины – это своеобразная инъекция в современное искусство, ибо свои полотна живописец «выплетает» акриловыми нитями, которые тянутся из шприца. Реальность, видимое и невидимое, явные и скрытые чувства, посыл и восприятие, явь и сон, сознание и подсознание, любовь и вера – через всё это также тянется нить воспоминаний героя, постоянно приводящая его к осмыслению событий далекого прошлого через призму настоящего, подводя к предчувствию будущего…
Странники терпенья
2018 г., Россия, 105 мин.
Автор сценария и режиссёрпостановщик Владимир Алеников
В ролях: Константин Лавроненко, Майя Шопа, Александр Рапопорт, Наталия Фиссон, Ольга Страда, Ирина Фролова, Павел Демьянов, Варвара Рябова, Евгений Данчевский, Александр Конев и др.
Психологический триллер по одноимённому роману Владимира Аленикова.
Модный и преуспевающий фотограф Александр Берг готовится к самой важной выставке в своей жизни. Он снова должен удивлять и доказывать, что на голову выше конкурентов. Как подарок судьбы он воспринимает свою встречу с глухонемой девушкой Марией, которая оказывается прекрасной моделью. Одержимый поиском идеального кадра, Александр снова и снова продлевает фотосессию. Скоро девушка понимает, что стала заложницей творческих амбиций художника, романтическая история грозит перейти в триллер, и всё острее начинает возникать вопрос – совместны ли гений и злодейство?..
Неигровое кино
Век Солженицына
2018 г., Россия, 113 мин.
Автор сценария и режиссёр Олеся Фокина
Фильм посвящён истории жизни и творчества лауреата Нобелевской премии Александра Исаевича Солженицына и приурочен к 100летию со дня его рождения.
Это история подвижнического пути писателя при работе над «Архипелагом ГУЛАГ» – литературном памятнике миллионам погибших от коммунистического террора, а также драматическая история судеб ближайших сподвижников писателя, благодаря которым писатель смог выполнить свою миссию. Фильм насыщен уникальнейшими кадрами хроники жизни писателя после его возвращения из Вермонта на родину, материалами из российских и зарубежных архивов. Интервью с Фазилем Искандером, Жоржем Нива, связной Солженицына во время работы над книгой Лизой Шиповальниковой, духовником писателя отцом Виктором, помощниками и сотрудниками Солженицына, его детьми и вдовой.
Владимир Маканин. Цена личного голоса
2018 г., Россия, 44 мин.
Режиссёр Юрий Малюгин
Фильм о творчестве известного российского писателя Владимира Маканина.
Одной из отличительных особенностей его творчества является умение почувствовать знаки времени, его неподдельные приметы. Критика причисляет Владимира Маканина к наиболее значительным фигурам второй половины ХХ века. Многие книги писателя отмечены литературными наградами, среди которых Букеровская премия, премия «Большая книга». Он первым из русских писателей получил Европейскую литературную премию.
Дина Рубина. На солнечной стороне
2018 г., Россия, 52 мин.
Режиссёр Станислав Митин
Фильм построен как диалог писательницы Дины Рубиной с давним другом юности, режиссёром Станиславом Митиным, снявшим по её повестям художественные фильмы «Любка» и «Двойная фамилия». Ему Дина «открывает» свой Иерусалим – этот городмиф, наполненный легендами и историей, рассказывает о трудностях эмиграции и вживания в новую языковую среду; отправляется с режиссёром в Ташкент на встречу с детством и юностью, а затем в Москву, в которой прожила 7 лет и приобрела первую читательскую славу, которая многократно упрочилась за последние десятилетия. В Москве в одном из арткафе писательница встречается со своими читателями. Дина делится с ними новыми творческими планами, рассказывает о себе и о том, как рождаются сюжеты книг.
В фильме принимает участие друг Дины Рубиной, писатель и поэт Игорь Губерман, а также муж Борис Карафёлов, чьи картины иллюстрируют многие книги писательницы и которые широко представлены в фильме.
Романы и повести Дины Рубиной неоднократно экранизировались. В фильме использованы фрагменты художественных лент «Любка», «Двойная фамилия», «На Верхней Масловке», «Синдром Петрушки», « На солнечной стороне улицы».
Еда посоветски
2018 г., Россия, 52 мин.
Автор сценария и режиссёр Борис Караджев
1936й год. Торжество социализма. Мировой революции пусть и не произошло, но в «отдельно взятой стране» (несмотря на набиравшую силу волну «большого террора») жить с каждым днём становилось, по выражению Сталина, всё «лучше» и «веселее». Теперь важно было зафиксировать победу социализма ещё и на кулинарнопищевом фронте. Сталин даёт задание наркому пищевой промышленности Анастасу Микояну создать книгу о вкусной и здоровой пище – этакий канон новой советской кухни. Первое издание «Книги о вкусной и здоровой пище» появилось в предвоенном 1939 году, а наиболее полное и каноническое – в 1952ом. Уже сама эта книга являлась полноценным образчиком искусства «социалистического реализма». При этом к созданию образа советской кухни подключились практически все виды искусства и, прежде всего, кинематограф…
Знаешь мама, где я был?
2017 г., Россия, 63 мин.
Режиссёр Леван Габриадзе
Мы знаем Резо Габриадзе как художника, скульптора, его авторству принадлежит памятник ЧижикаПыжика на Фонтанке в СанктПетербурге, памятник Носу Майора Ковалёва. Мы знаем Резо как автора сценариев к фильмам, ставшим советской классикой, таким как «Мимино», «Не горюй!», «Киндзадза». Мы знаем Резо как создателя Театра марионеток и спектаклей, полюбившихся публике – «Сталинград», «Осень моей весны», «Рамона». Но мы совсем не знакомы с маленьким мальчиком с большой головой и на тоненьких ножках, которому довелось родиться в нелёгкое послевоенное время в городе Кутаиси. Истории о своём детстве рассказывает Резо, и устные рассказы обретают форму документальноанимационного фильма.
Когда не стало Родины моей…
2018 г., Россия, 39 мин.
Автор сценария и режиссёр Людмила Коршик
Фильм о поэте Татьяне Глушковой. О сложном времени, в котором она жила.
Лермонтовы. Отец и сын: разделённые любовью
2018 г., Россия, 26 мин.
Фильм рассказывает о сложном драматическом треугольнике, который сложился в семье Михаила Юрьевича Лермонтова.
В жизни Лермонтова было всего два близких, родных человека: отец и бабушка. Именно с ними и связана главная личная трагедия поэта, сыгравшая огромную роль в его судьбе и творчестве.
Елизавета Алексеевна Арсеньева не любила своего зятя Юрия Петровича Лермонтова. Поэтому после смерти дочери поставила условие: она завещает своё состояние внуку, если он будет жить с ней. Юрий Петрович был вынужден отступить. Но он не отказывался от сына, и тот платил ему искренней любовью.
Съёмки фильма проходили в Пензенской и Липецкой областях. О семейной драме поэта рассказывают известные литературоведы, сотрудники музеязаповедника «Тарханы».
Ольга Берггольц. Голос
2019 г., Россия, 52 мин.
Режиссёр Елена Якович
«Блокадная муза», «ленинградская мадонна» — так называли Ольгу Берггольц. Но только сейчас, спустя десятилетия, в полной мере открывается трагический излом её судьбы. Осенью 1941го она должна была сопровождать Анну Ахматову на правительственном самолёте в Москву, но не захотела покинуть Ленинград. Она и представить себе не могла, что в отсутствие Ахматовой станет голосом осаждённого города.
Дневники Берггольц, которые она вела всю жизнь, стали её главной книгой, повторили её судьбу. В 1938м они вместе с ней побывали в тюрьме и вернулись после её освобождения, исчерканные красным карандашом следователя. Потом Ольга делала всё, чтобы спасти их и сохранить. В начале блокады дневники были закопаны во дворе дома на Невском, 86. В 1949 году, во время «ленинградского дела», они были прибиты к обратной стороне садовой скамейки. Именно тогда на их страницах появляются следы гвоздей.
Фрагменты из дневников Ольги Берггольц, этого уникального документа эпохи, читает писатель Людмила Улицкая.
Параджанов Тарковский Антипенко. Светотени
2018 г., Россия, 60 мин.
Автор сценария и режиссёр Андрей Осипов
Поэтическое киноэссе на стихи Арсения Тарковского раccказывает
о тайне судьбы и творчества трёх выдающихся кинохудожников –
Сергея Параджанова, Андрея Тарковского, Александра Антипенко.
Санитар
2018 г., Россия, 45 мин.
Автор сценария и режиссёр Елена Дубкова
Артём работает санитаром в морге. И пишет книги. Которые печатают крупнейшие издательства.
Синий иней
2018 г., Россия, 70 мин.
Автор сценария и режиссёр Нина Веселова
Фильм посвящён трагической судьбе поэта Альберта Азизова, автора русских слов знаменитой «Синей песни». О нём вспоминают вдова и дочь, друзья детства и юности, поэты и исполнители. Подробно рассказывается о духовных устремлениях героя, о его непростом вхождении в мир поэзии и музыки. Школьники читают строки стихов Азизова, поют песни.
Наполненный теплом сердец и картинами северной природы, фильм призван рождать у зрителей убеждённость в том, что память, несомая через поколения, есть следствие чистоты души и бескорыстных дел человека при его жизни.
Наталия БУШ