Гатчинский дворец пополнил экспозицию императорских покоев
Фарфоровая ваза «Лалла Рук» и мраморная голова богини Геры, эвакуированные во время Великой Отечественной войны, сейчас установлены на свои исторические места, где они располагались при Николае I.
А в честь их спасительницы Серафимы Балаевой, почти сорок лет проработавшей хранителем музея, 7 сентября в центральном корпусе дворца открыта мемориальная доска.
На церемонии открытия доски директор Гатчинского музея-заповедника Василий Панкратов выразил признательность Серафиме Балаевой, отметив её заслуги. По словам Василия Юрьевича, она жила в непростое время индустриализации, коллективизации и первых пятилеток, когда необходимость сохранения дворца и музея приходилось постоянно доказывать.
Вазу «Лалла Рук» посетители музея смогут увидеть в одной из недавно открывшихся для посещения комнат Николая I — Камердинерской. По информации ГМЗ, ваза из Пруссии изображает театрализованное представление, которое было устроено в честь Николая I и его супруги Александры Фёдоровны её отцом Фридрихом Вильгельмом III в Берлине в 1821 году.
Во время войны ваза была эвакуирована в город Сарапул в Удмуртии. По словам заведующей научно-фондовым отделом Александры Фарафоновой, упаковочные материалы были в дефиците, поэтому для транспортировки использовали все подходящие предметы. Одним из экспонатов, послужившим в качестве упаковки, стал дровяной ящик из красного дерева. Как и ваза, он тоже вернулся из Сарапула на родное место — в императорскую камердинерскую.
Мраморная скульптура «Голова Геры», которая вновь стоит на передней площадке Собственного сада, изготовлена в Италии в XVIII веке. Это копия с римского бюста II века н.э., который, в свою очередь, являлся копией с греческого бюста V века до н.э.
Поэтому неудивительно, что в архивной документации можно обнаружить упоминание скульптуры, как Юноны — римской «наследницы» Геры, богини брака. Во время войны, голова была захоронена под землёй рядом с камнем, на котором была установлена.
По словам хранителя фонда скульптуры и камня Инны Беляевой, больше всего реставрация требовалось постаменту — полуколонне с каннелюрами. Научный сотрудник заметила, что для «Головы Геры» был сделан новый постамент, копирующий подлинный. А сам подлинник теперь замещает утраченный постамент головы Афины, выставленной в Чесменской галерее дворца.
Узнать о процессе реставрации и об её итогах посетители музея могут благодаря информационным баннерам, расположенным рядом со скульптурой.
Глеб РЫБАКОВ