Home » Культура » Баран с возвышенными взглядами
Максим Колесников

Баран с возвышенными взглядами

Это любимый герой Максима Колесникова. Ему посвящена серия картинок «Вдруг барана…».  Вместе с другими графическими работами они экспонировались в городском музее в рамках выставки «Обычные истории от Максима Колесникова».

— Мне всегда хотелось сделать героя максимально похожего на меня. Это баран-философ, он возвышенно-сентиментален. Жизненные ситуации постоянно опускают его на землю, но он не теряет возвышенных взглядов, и не перестаёт идеализировать чувства и взаимоотношения, — рассказал Максим своим друзьям, которые собрались в музее, чтобы поздравить его с днём рождения.

Перечисляя длинный ряд творческих специализаций Максима Павловича — преподаватель, кинорежиссёр, оператор, журналист, дизайнер, фотограф, полиграфист, теперь стали добавлять — художник.  Но сам Максим художником себя не считает:

— Я на любое событие смотрю с точки зрения композиции. И мне давно хотелось рисовать. Я думал, что вот-вот, сейчас начну, но что-то меня держало. И вот я переборол смущение — начал рисовать. Но холст, кисти, краски — это всё дорого, решил осваивать графический планшет. Так и пошло. Но я не художник. Для меня рисование этих картинок такой же антидепрессант, как мытьё посуды.

— Если тебя попросят продать какую-нибудь из твоих серий, согласишься?

Да, конечно. А куда мне их потом девать? У меня, к сожалению, нет такого дома, где можно было бы хранить работы в рамах — только в папке. Для художника хранение своих работ — очень большая проблема, особенно, если это крупные полотна. А цифровые рисунки у тебя все в компьютере, можешь печатать их, когда нужно и в любом формате. Это плюс для меня, как человека ленивого и старающегося уходить от каких-то технических и организационных трудностей.

— Это безусловный плюс. Но не обесцениваются ли твои работы, поскольку их можно бесконечно тиражировать? Можно ли это назвать искусством?

Большое количество комикс-культуры и иллюстраций, книжных в том числе, это искусство. Несмотря на то, что комиксы издаются большими тиражами и распространяются через интернет. Здесь ведь важна глубина мысли, подача. Например, комиксы Туве Янссон про Мумми-Троллей — это произведение искусства, равноценное хорошим литературным произведениям той же Туве Янссон.

А книжные иллюстрации Ивана Билибина? Он художник, но прославился, как иллюстратор. Книги с его картинками печатаются тысячными тиражами, а в советское время, наверное, миллионными. Это не является произведением искусств? Конечно, является! Кстати, интересный факт про Билибина. Он сто лет назад изобрёл манеру рисовать, которая близка манере современных цифровых художников — пользовался однотонной заливкой.

Любители творчества Максима Колесникова знают, что посмотреть его работы можно в группе ВК МаКолесников. Дизайн & Рисунки. Здесь пара десятков альбомов с комиксами, скетчами и просто весёлым, грустными, милыми картинками. Мне кажется самой симпатичной серия под названием «Родные просторы». На картинках — Гатчина, которую не узнает ни один турист, но с лёгкостью — любой горожанин. Прямоугольники многоэтажек «Аэродрома» и «Въезда», одинокая пассажирка, дождавшаяся «маршрутку», собаки на пустырях, зонты, ветер, лужи… Это не открыточные виды. Такой Гатчину изображать не принято.

— До тебя кто-нибудь Гатчину так рисовал? Или это твоё ноу-хау?

Конечно, рисовал! Замечательный Владимир Константинович Монахов. Я не могу назвать его своим учителем, но концептуально, идейно он мне близок. Он рисовал какие-то дворики, какие-то помойки, старую Гатчину, Мариенбург, исчезающее лицо Чкалова. У него были вообще очень странные работы, которые можно отнести к концептуальному искусству, и которые являлись каким-то его высказыванием, может быть, даже философским.

Но большая часть художников, к сожалению, живёт под давлением своей работы, как ремесла. Есть удачный, продаваемый сюжет, есть непродаваемый сюжет. Мне кажется, что интересно подать можно любой сюжет. И подавать, как раз, нестандартные сюжеты, не растиражированные, находить новые ракурсы, новые истории, по-разному их комбинировать, где-то придумывать, или находить в реальности какие-то вещи. В этом задача любого творческого человека. А заниматься копированием, да ещё ограничивать себя в выборе сюжетов с целью только продать какой-то пейзажик — это рационализм взрослого человека, который губит творчество.

— Разве плохо, когда тебе покупают? Это означает, что тебя признали. Разве не ради признания люди занимаются творчеством?

Теория, которую я исповедую, говорит о том, что нет одной вершины. В любом искусстве ты всегда найдёшь своих почитателей. Есть люди, которым мои работы не нравятся, есть люди, которые их покупают и говорят: «Вау, то, что надо!» А другие заказчики, посмотрев мои картинки, плюются: «Нет, нам такого не надо, мы сами такое нарисуем». И ты понимешь, что просто есть много вершин. Есть множество разных культурных кодов, и в каком-то из них, на какой-то из этих вершин, может, не очень высокой, находишься ты, твой стиль, твоё направление. И оно вдруг оказалось созвучно достаточно большой аудитории. Чем к более крупной аудитории ты обращаешься, тем больше шансов, что с тобой кто-то совпадёт. А это стало возможным благодаря культуре интернета.

— У тебя сейчас маленькая дочь. Ты не думал о комиксах для детей?

— У меня сейчас каждый день проходят практические занятия. Дочка, несмортря на свой юный возраст, тоже любит держать карандаш и что-то чирикать. Вот добралась до обоев. И любит, когда я рисую. Говорит «папа-слоник» — папа рисует слоника. Или «папа-ляля», «папа-поросёнок», а папа сидит и рисует. Предлагаю ей порисовать — и она тоже начинает что-то изображать. Вот такой очень важный процесс.

На мой взгляд, визуальная культура для формирования личности ребёнка очень важна. Это когда человек с малого возраста живёт не только в мире звуков, но ещё в мире визуальных изображений, причём, не законсервированных. Когда слона и лошадь рисуешь не так, как принято, а так, как ты его видишь. Станет человек художником или нет — не важно, но это очень положительно влияет на мозг, на способность к быстрому, творческому мышлению.

— Максим, признайся, твои слоники могут вылиться в детский комикс?

— Могут, — обнадёжил юбиляр.

Поклонники творчества «нехудожника» Колесникова с радостью встретятся с новой гранью его графики.

Алёна РЫБАКОВА

More 1311 posts in Культура
Recommended for you
Картина Валерия Елисеева
Киришский художник — Валерий Елисеев

Бывая в командировках и частных поездках, обязательно, в каждом городе, захожу в краеведческий музей и...