2 декабря в библиотеке имени А.И. Куприна состоялся вечер индийской культуры
Встреча проходила в рамках V Санкт-Петербургского Международного Культурного форума. В творческую гостиную гатчинцев пригласил член Союза журналистов России, фотограф-документалист Сергей Щёкотов-Александров.
С чего лучше начинать знакомство с далёкими странами? Не знаю кому как, а многие скажут – с вкусной еды. А уж индийская ведическая кухня всегда славилась богатством и разнообразием. Из настоящего индийского ресторана организаторы доставили сладости – «ладу» из нутовой муки, «самосы» – пирожки с вегетарианской начинкой, не уступающие, однако, по вкусу мясным. И, разумеется, можно было запить это настоящим индийским чаем.
Говорить про Индию можно, но лучше – станцевать! Руководитель студии индийского танца Татьяна Яценко исполнила танец-посвящёние богине мудрости и знаний Сарáсвати, имя которой носит студия. Затем выступали индийские гости. «В Индии даже самый неграмотный крестьянин на вопрос «Кто наш друг?» ответит — Россия», – говорит один из руководителей общества российско-индийской дружбы. Сергей Щёкотов-Александров в ответ похвалил индийцев: «Очень высокодуховная страна, всегда жившая своей жизнью, независимо от других».
Сергей Иванович продемонстрировал фильмы об Аджанте и Эллоре, комплексы которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Оба пещерных храма находятся в штате Махараштра, в котором, как выяснилось по ходу встречи, совершенствовала своё мастерство танца Татьяна Яценко. Так вот, Аджанта – храмовый буддистский комплекс, основанный 2200 лет назад. На экране аскетичного вида колонны, вырубленные в толще гор, кельи монахов: «И вот они здесь жили…». В этом уединённом месте, на склонах гор, изогнувшихся подковой, на протяжении ряда веков вырубали в камне себе убежища верующие люди. «Не было ещё Киевской Руси, Новгорода, Византии, а это всё уже было построено», – комментирует автор. Остаётся добавить, что комплекс Аджанты был открыт для западного мира лишь в 1819 году британским офицером Джоном Смитом.
Эллора – комплекс сразу трёх религий: индуизма, буддизма и джайнизма. Находится также недалеко от города Аурангабад (историческое название – Аурангзеб). Он моложе, и люди всегда использовали это пространство, в отличие от Аджанты, которая в определённый период была заброшена. Величественные и суровые сооружения, скульптуры, вырубленные в цельной толще камня, и туристы из Индии в ярких одеждах контрастируют между собой.
— Вот так и живёт Индия, и дела им ни до кого нет. Достаточно сказать, что я не видел по местному телевидению ни одного иностранного канала – всё своё! Валюту иностранную меняют только в аэропортах. Индия работает исключительно на себя, – продолжает тему Сергей Щёкотов-Александров.
Также гости вечера порассуждали на тему индийского кино: «Старшее поколение хорошо помнит прекрасные индийские фильмы, а сейчас, к сожалению, их нет». К слову, в эти дни проходит фестиваль индийского кино в Санкт-Петербурге, но билеты там недешевы. В результате и было предложено организовывать просмотры болливудских фильмов в библиотеке.
В заключение Сергей Иванович отметил, что его путешествие не состоялось бы без помощи дочери Юлии и её мужа-индийца, живущих в США: «Большой трагедией для нас с женой стало то, что дочь уехала за океан. Каково же было наше удивление, когда она вышла замуж за индуса! Это, наверное, карма какая-то».
Об авторе выставки: Сергей Иванович Щёкотов-Александров занимается фотографией с 1974, участвует в различных международных и республиканских фотоконкурсах, в течение последних 15 лет провёл более 10 выставок. Недавно переехал из Екатеринбурга в Санкт-Петербург.
Евгений АНТОНЕНКО