Home » Колонки » Военторг » Кастинг смертей
Александр Сухов

Кастинг смертей

Александр СУХОВ

Мне от одной редакции поступило предложение: написать рассказ на тему  «Девушка и смерть» для очередного выпуска  их литературного журнала. Выбор тематики  был обусловлен тем, что журнал австрийский. А в Европе над смертью задумываются чаще, чем у нас. Даже если его читает русская эмиграция. Это  добавило  к теме рассказа геолокацию  рассматриваемой смерти – Донбасс. Героиня и обстоятельства смерти — по воле автора.

Рассказ писать — одновременно и просто, и сложно. Простота – в позволительности вымысла. Сложность — в том, что надуманное и притянутое к заявленной теме вряд ли способно вызвать хоть какой-то отклик в душе читателя. Словом,  я озаботился поиском реальной ситуации. Своей задачей поделился со знакомыми ополченцами Донбасса.

Анна Чабанова, "Сирена", ДНР (из открытых источников)

Анна Чабанова, «Сирена», ДНР (из открытых источников)

«Подходящая» смерть была названа сразу: гибель в восемнадцатом девушки, военного медика, Анны Чабановой. На пятом месяце беременности. Такой возраст плода придаёт ему по умолчанию статус человека. Пусть ещё не рождённого.  И погибшего на этой войне вместе с матерью.

Бытует мнение, что смерть подводит итог жизни человека. Определяет смысл жизни, которую уже не поправить, не переписать. И в этом уже смысл самой смерти, её философия. Эстетика смерти придаёт значение характеру и обстоятельствам самой смерти.

Первое восприятие было, что история Анны «проигрывает» другой истории, на тот момент уже широко известной — гибели казачьего атамана Павла Дрёмова в день свадьбы. Там, казалось, всё присутствует: и философский смысл смерти, и  её эстетика. И если бы не принятый молодожёнами  сценарий празднования, в котором жених и невеста раздельно подъезжают к месту торжества, то реальной могла бы стать и смерть девушки. Впрочем, для литературного творчества это  не имеет большого значения: сюжет  подчинён авторской идее рассказа. И автор сам вправе выбирать нужную «жертву». Однако, тогда бы предстояло придумать личность невесты. Ибо прототип героини не подходил ни под одну идею рассказа. А для поддержания образа «легендарного полковника» вырисовывался только «лубок», поскольку попытки осмысления личности самого Дрёмова оказались малопродуктивными.

Лидеры, конечно,  всецело соответствуют своему времени, месту и социальному окружению.  На доступных в интернете видео Дрёмов предстаёт прямым, простым. Иногда — очень простым. Заботящемся о слабых и нуждающихся согражданах, берегущем жизни своих бойцов человеком. Только история с флешкой (наполненной компроматом), выложенная на «Ютубе», пожалуй, теперь больше вредит героическому образу повстанца Донбасса, чем ему соответствует. В ролике он грозит своим потенциальным убийцам предать широкой огласке компромат. В итоге, историю Татьяны и Павла Дрёмовых  я отложил в «ящик стола».

Когда же  «погуглил» о гибели беременной ополченки Анны  Чабановой (позывной «Сирена»), то увидел, что о ней писали по-разному. «Заукраинцы» сообщили о подрыве «Нивы» на мине, на которой она ехала вместе с Олегом Сокуренко (позывной «Скиф»). А представители НМ ДНР сообщали о гибели своих военных  в результате прицельного обстрела противником санитарного автомобиля. От военкора Кати Катиной я узнал, что второй погибший в том авто — «Скиф»  был не просто военным, а возлюбленным «Сирены», и что там погибла «фронтовая семья».

В ЛДНР женщины-военнослужащие  — не редкость. Часть из них сменила гражданскую одежду на камуфляжную форму от того, что на Донбассе теперь самый надёжный работодатель — армия. Других «в строй» позвали убеждения и личная отвага. Анна явно была из этих.

Автомат взяла в руки в самый разгар войны – в июле четырнадцатого. Причём, боевой путь начала ни в штабе или «при командире», а в самом, что ни на есть боевом подразделении – диверсионно-разведывательной группе  «Рязань».  Потом служила в «девятке» Славянской бригады. Командиры говорят, что девушка не чуралась  ни тяжёлых работ на позициях (рытьё окопов), ни смертельной опасности. Такой вот героической личностью выходила наша современница. Человек из эпохи,  часто называемой  «постгероической». То есть отрицающей сам смысл жертвенности на войне.

Так что прототипом героини своего рассказа я выбрал Анну, погибшую 27 сентября 2018 года под Комминтерново — в самой «горячей точке» войны на Донбассе после «минского перемирия».

Эта девушка, так же, как и невеста Дрёмова, оказалась связанной с Питером. Петербуженка Татьяна Дрёмова (Белоусова) теперь живёт в Луганске и работает главным режиссёром в «Луганском академическом русском драматическом театре имени П. Луспекаева». Кстати, недавно она родила ребёнка. Анна же, проводив в четырнадцатом году в Питер своих отца и брата, уехавших подальше от войны, сразу поступила в ополчение. Мать, оставшаяся с дочерью в Донецке, зная её характер даже не пыталась её от этого шага отговаривать.

И теперь, после гибели этой фронтовой семьи с их не родившимся ребёнком, смерть Анны представляется наполненной, пожалуй, всеми возможными смыслами, которые породила эта странная война.

More 17 posts in Военторг
Recommended for you
Александр Сухов
Героизм постгероизма

(далее…)