Home » Колонки » ВЕСТИ из "Купринки" » Календарь подсказывает и напоминает
А.Тришина

Календарь подсказывает и напоминает

Алёна ТРИШИНА

И. Левитан, Март

И. Левитан, Март

 

Почему при слове «март» вспоминается мне грустная-прегрустная картина Исаака Левитана, на которой мы видим единственное живое существо, то есть одиноко стоящую, запряжённую в дровни лошадь? Сочинения по этой картине пишут школьники 4-5 классов, потому что она считается НОВЫМ словом в русской живописи. Находится эта картина, написанная художником в 1895 году, в Третьяковской галерее. В своих воспоминаниях о Левитане художник Василий Бакшеев писал: «Я считаю его произведение „Март“ одним из лучших произведений нашей школы. Это такая же жемчужина, как „Оттепель“ Васильева, как „Грачи прилетели“ Саврасова».

Стихотворение Бориса Пастернака называется так же – «Март»:

 

 

 

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг.

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем

В веточках бессильно синих жил.

Но дымится жизнь в хлеву коровьем,

И здоровьем пышут зубья вил.

Эти ночи, эти дни и ночи!

Дробь капелей к середине дня,

Кровельных сосулек худосочье,

Ручейков бессонных болтовня!

Настежь всё, конюшня и коровник.

Голуби в снегу клюют овёс,

И всего живитель и виновник —

Пахнет свежим воздухом навоз.

Написанное в 1947 году, это стихотворение про весну и живописно, и реалистично-эмоционально. Но не про весну в городе. А я, всё-таки, городской житель. И наши лужи да заснеженно-ледяные (очень скользкие!) тротуары столько доставляют хлопот пешеходам. Что уж говорить о труде работников ЖКХ.

Праздничные даты марта

В прошлом году мне подарили календарь на 2021-й год. А называется он так: «365 причин для хорошего настроения. Рисунки Виктории Кирдий». В этом календаре праздник – каждый день! На странице с названием «Март» – портрет изящной молодой женщины, которая обнимает пушистого серого кота, умильно глядя на него. Всё понятно сразу: 1 марта – День кошек в России, а 8 марта – Международный женский день! Кроме того указаны: Международный день спички – 2 марта; Всемирный день писателя – 3 марта; День рождения мини-юбки – 4 марта; Международный день зубного врача – 6 марта; День рождения куклы Барби – 9 марта; День архивов в России – 10 марта; Всемирный день сна – 12 марта; День святого Патрика – 17 марта; Международный день счастья – 20 марта; Международный день таксиста – 22 марта; День работника культуры России – 25 марта; Всемирный день театра – 27 марта. И ещё некоторые другие, по мнению художницы, оригинальные праздники. Честно говоря, не каждый из этих праздников хотелось бы мне отметить. Да и причиной моего ХОРОШЕГО настроения станут ли они? В этом я не уверена.

А эти дни, обозначенные в других календарях, точно уж не станут для меня праздничными: 9 марта Международный день диджея; 12 марта — День посадки деревьев в Китае; 14 марта — День числа пи; Международный день действий против плотин; 18 марта – День Парижской коммуны; 20 марта — Международный день франкофонии и 25 марта — День Независимости Греции.

Б. Кустодиев, Масленица, 1916 г.

Б. Кустодиев, Масленица, 1916 г.

В свою очередь, на страницах Православного календаря 2021 года отмечены: 3 и 5 марта – это дни воздержания от пищи; 8-14 марта – пища без мяса (масленица); 20 и 21, 27 и 28 марта – пища с растительным маслом; 15-19, 22-26 и 29-31 марта – пища без растительного масла. А 6 марта – Вселенская (мясопустная) родительская суббота. Интересно, какая погода удивит нас в воскресный день Масленицы, то есть 14 марта: непременно должно быть тепло и ярко-солнечно!!! Как на картине Б.Кустодиева «Масленица» (1916). Кстати, картины на тему Масленицы писали многие знаменитые живописцы: К.Маковский, А.Бенуа, П.Филонов, Р.Ф.Френц. А у Б.Кустодиева даже три знаменитых картины с названием «Масленица» (1916, 1919, 1920).

Советую заглянуть в сборник «Круглый год. Русский земледельческий календарь» (М, 1991 – 496с., ил.), где собраны народные приметы, пословицы и поговорки, описания сельскохозяйственных работ, игр, гаданий, обрядовых действ, связанных со всеми временами года. В этой книге раздел «Март» (стр.118-140), а «Масленица» (стр.435-452). Составитель этой книги, автор вступительной статьи и примечаний — Анна Фёдоровна Некрылова – известный петербургский филолог, фольклорист, театровед и театральный критик. Она и преподаватель в вузах, и автор нескольких книг, множества публикаций. Однажды она побывала и в нашей библиотеке, встречалась с читателями, прочла лекцию.

А вот и ещё одно издание, основанное на сборе материала в фольклорных экспедициях. Это «Народный дневник. Народные праздники и обычаи. Из «Сказаний русского народа», собранных И.П.Сахаровым» (М, 1991 – 224с.). Иван Петрович Сахаров (1807-1863) – любитель старины и народности, автор нашумевших в своё время «Сказаний русского народа». Это своеобразный справочник, свод народоведческих сведений. Некоторые любопытные сведения из книги «Народный дневник» (Месяц март» с.33-43) «Слово: март – не русское; оно зашло к вашим отцам из Византии. Коренные славянские названия сего месяца были другие. Наши предки называли его: сухый, сухий; малоруссы: березозол; чехи и словаки: бржезень; поляки: марзец. <…> С марта месяца начиналось русское пролетие. <…> В старой русской жизни март считался первым месяцем в году, и этот счёт изменился только в княжение в.к. Василия Дмитриевича, в начале XV столетия. Когда год начали считать с сентября, март был уже седьмым. С 1700 года он приходится по счёту уже третьим.

Замечания старых людей в марте месяце

  1. Наблюдения. – Окличка весны. – Плющиха. – Сроки. – Снег. <…> Поселяне замечают, что со дня Евдокии начинают ветры дуть и свистать. Тогда они говорят: «Вот те на! приехала свистунья». <…> Наш народ думает, что с первого марта снег получает особенную целительную силу. Для больных собирают снег с пригорков и поят их снеговой водой от разных недугов.
  2. Грачевники. – Кикиморы. По наблюдениям поселян известно, что в этот день прилетают с тёплых стран на русскую землю грачи, первые весенние птицы. Опытные люди замечают, что если грачи прилетят прямо на гнездо, то весна будет дружная.

Наши поселяне уверены, что на грачевники кикиморы делаются смирными и ручными и что только в этот день можно их уничтожать. <…> По понятиям нашего народа, кикиморы представляют собой миф чисто физический, особенный род духов, населяющих воздух, ужасных для семейной жизни, невидимых и мстительных. <…> Если где поселится Кикимора, то поселяне на Грачевники призывают знахарей, которые за великие посулы решаются только изгнать нечистую силу. В этот день, с утра, поселяется знахарь в опустелый дом, осматривает все углы, обметает печь и читает заговоры. К вечеру объявляет в  услышание всех, что Кикимора изгнана из дома на времена вековечные.

9.Сорок сороков. – Окличка весны. <…> По замечаниям стариков, с 9 марта начинаются утренники – утренние морозы – и продолжаются ровно сорок дней. <…> Исстари ведётся обычай на Руси на день сорока мучеников печь из хлебенного теста жаворонков. Затейливые старушки пекут эти жаворонки с особенными вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом, голову обмазывают мёдом и посылают их по родным, в гостинцы детям. С раннего утра торговки продают хлебные жаворонки на торгах и около церквей. <…>

25.Освобождение птиц. – Капуста. – Сожигание постелей. – Приметы. <…> Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд доселе совершается против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. <…> Во многих селениях Тульской губернии осталось верование в огонь. Поселяне под Благовещение, ночью, сожигают свои соломенные постели, скачут через огонь и окуривают свои платья. Постелю, говорят они, будто для того сжигают, чтобы истребить болезни; скачут через огонь для того, чтобы избавить себя от призора; окуривают платья для того, чтобы предостеречь себя от болезни. С сего вечера молодые поселяне переселяются с новыми постелями в холодные клети; в избах остаются старики, больные и дети. Пожилые женщины находят нужным в этот день пережигать соль в печи. Эта соль, по их мнению, оказывает чудеса в разных болезнях. <…>

30.Бесы с домовым. Многие из наших суеверных поселян, верующие в домовых, боятся в этот день и вечером ходить по двору. Они думают, что домовой в те поры бесится и не узнаёт своих домашних. С заходом солнца запирают весь домашний скот и птиц, а сами боятся уже подойти и к окну во всю ночь. <…> люди дальние и посторонние, уверяют со всею правотою, что в этот день приходит домовому смертная охота жениться на ведьме. Известное дело на Руси, что нечистая сила весь свой век живёт неженатая; да и где им, бездомовым, будет поселиться с своей семьёй, когда шатаются где день, где ночь?»

ххх

Мартовские обереги… Вспоминается мне один эпизод из нашей библиотечной жизни, когда не было ИНТЕРНЕТА, а международные путешествия нам – советским людям – были недоступны. Однажды в новое здание «Купринки» по приглашению нашего директора Нины Михайловны Сафроновой приехали три молодые женщины-болгарки, библиотекари. Встреча с ними была празднично-познавательной, потому что — владея русским языком — они рассказывали не только о работе в библиотеках, но и знакомили нас с традициями Болгарии. Например, подарили нам амулеты-«мартенки»: это небольшое украшение – две нитяных кисточки (белого и красного цвета), рассказали как их сделать. «Мартенки» — слово запомнилось, и для некоторых из нас стало сувениром, который (обязательно сделанный своими руками!) мы впоследствии дарили своим друзьям и родственникам.

Мартеницы

Из Википедии: «Мартени́ца (болг. Мартеница, Мартенка, Байница; макед. мартинка, мартинче) — у болгар и македонцев украшение, амулет из шерсти или ниток, которое повязывают в первый день марта, чтобы в течение года быть здоровыми, счастливыми, защищёнными от сглаза, порчи, злых духов. Украшения типа мартениц известны другим балканским народам: грекам, албанцам, румынам. <…> Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения. <…> Невесты носят мартеницы справа, а старые девы — слева. Холостяки носят с незавязанными концами ниток, а женатые — завязанные и обрезанные до узла (чтобы не засматривались на других женщин). <…> Красный цвет в представлении крестьян служил для защиты от болезней, поэтому мартеницы завязывали на запястье детям и беременным, на шею животным и т.п. Белый цвет в мартенице символ долгой жизни.

Первые мартеницы были только из двух ниток: красной и белой. Но впоследствии их усложнили и украсили. Стали добавлять бусинки, изображать различные фигуры из ниток, появились разнообразные дополнения к ним, например, неповторимые куклы «Пижо и Пенда».

Мартеницы носят как правило на левой стороне груди (а также на запястье, на поясе) весь март или до распускания первых цветов на деревьях. А затем их нужно повязать на фруктовое дерево и загадать желание, которое непременно исполнится. Мартеницы могут быть в виде цветков, человечков из ниток, колокольчиков, но обязательно красно-белые! Дарят их с пожеланиями счастья, любви, удачи во всех делах, как символ наступившей весны, как символ новых надежд».

Продолжение следует…