Home » Колонки » ТеоСлог » Церковь. Пандемия. Человек
Константин Лебедев

Церковь. Пандемия. Человек

Иерей Константин ЛЕБЕДЕВ

В обиходе принято путать термины «эпидемия» и «пандемия». Слово «пандемия» по-гречески значит «весь мир», и применительно к распространению заболевания употребляется тогда, когда заражение выходит за границы одной страны и приобретает мировой масштаб. Коронавируса у нас, стало быть, пандемия.

Для религиозного человека христианской традиции осмысление сложившейся ситуации начнётся, вероятно, с той мысли, что Бог, сотворив мир, вручил его человеку. И с тех пор Бог не нарушает человеческую свободу. Это не значит, что Бог самоустранился, и Ему нет дела до нас. Просто не получится всю ответственность переложить на Бога, когда что-то пошло не так. Всякое в жизни бывает, а мы, жители Земли, в большинстве своём взрослые люди, и сами должны уметь, как в той книжке, привести в порядок свою планету. С Божьей, как говорится, помощью.

За синодальный период русской церковной истории в народе сложилось восприятие Церкви как посредника между Богом и людьми. Такое понимание природы Церкви не характерно для святоотеческой православной богословской мысли и, строго говоря, совершенно не верно, но так уж получилось; русское богословие с конца XVII по начало XX столетия находилось под сильным влиянием латинского Запада, и парадигмы римского правового мышления укоренились в церковном сознании сверху донизу, и нам теперь с этим жить. И от Церкви зачастую ждут каких-то уникальных рецептов преодоления трудностей, предполагая, вероятно, наличие каких-то тайных знаний, полученных непосредственно от Бога. Между тем, Церковь – это живой богочеловеческий организм, и, как всякий организм, тело Церкви также сталкивается с трудностями и не может не отвечать на вызовы времени.

Вызовы времени – это испытания от Бога. И очень часто Господь посылает эти испытания людям, не разделяя людей по степени веры и воцерковлённости. Человек (или человечество) остаётся один на один с проблемой, и проявление духовности в этих обстоятельствах состоит в том, что выбирая пути преодоления кризиса каждый человек, народ, поместная церковь (нужное подчеркнуть) сообразуются с волей Божией и любовью к ближнему. А воля Бога открывается в Священном Писании и в том способе жизни, который в истории проявил себя как ведущий к спасению, на опыте святых. Этот опыт называется в богословии Священным Преданием.

У русской церкви есть опыт служения в условиях эпидемий. На официальном сайте Московской Патриархии 14 апреля 2020 года опубликована статья преподавателя кафедры церковной истории Московской Духовной академии священника Илии Письменюка, посвящённая историческому обзору рассматриваемого вопроса. Хронология охватывает период с конца XI века до начала XX. На протяжении всего рассматриваемого периода видно, что церковь никогда не противодействовала карантинным мерам, даже если эти меры полностью отменяли богослужение в храме. Более того, священнослужители, нарушающие правила карантина, подвергались суровым церковным наказаниям. С другой стороны, по мере развития медицины, ограничения ослабевали, и гражданские власти дореволюционной России содействовали тому, чтобы дистанция между пастырем и пасомым была насколько возможно сокращена.

Сегодня русские храмы наполняют люди, в основном имеющие советский «бэкраунд», и в сознании современных прихожан забота о здоровье зачастую воспринимается как прерогатива государства. Так было в советское время, когда человек чувствовал себя защищённым системой государственного здравоохранения. К тому же в последние годы у многих сложился стереотип, что нам, вставшим с колен, нипочём никакая напасть, в том числе и пандемия. На этом фоне многие наши соотечественники склонны воспринимать церковь как часть непобедимого русского мира. В религиозном смысле это звучит как то, что церковное действо в силу своей священной природы не может никого заразить, что человек в своем религиозном порыве не может быть от Бога поражён болезнью. Носители такой точки зрения отвергают все те средства защиты, которые не вписываются в привычный уклад богослужения. Неизменяемость традиции для них гарантия того, что Господь своих защитит. Таких людей достаточно много среди современных прихожан. Для других время пандемии – это суд Божий, время переосмыслить привычные формы жизни, в том числе и церковной. Для таких людей употребление в богослужении средств защиты – форма проявления любви к ближнему, забота о своём и чужом здоровье как о драгоценном Божьем даре, который нужно беречь. Такие люди воспринимают для себя невозможность посещения богослужений как жертву со своей стороны, ради заботы о ближнем и послушанию Церкви. «Что же, – как бы говорят они, – посидим дома без службы и причастия, но таким образом болезнь скорее перестанет терзать тело Церкви Христовой, которое есть люди». В среде христианских богословов не в последнюю очередь обсуждается вопрос о присутствии Церкви в виртуальной реальности, звучат призывы вернуться к практикам древней церкви, дающих возможность христианину приступать к таинству самостоятельно, без посредства священника.

Духовенство, как рядовое (приходские батюшки), так и священноначалие (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх) в своих суждениях тоже неоднородно. Принцип послушания выражается в том, что никакой клирик не будет поступать вопреки благословению вышестоящего, но собственную точку зрения никто не отменял. Я, как священник, не ослушаюсь своего епископа, но я могу быть с ним в каких-то решениях, допустим, не согласен. Не стоит думать, что Церковь это, понимаете, «рука миллионнопалая» – ничего подобного. И у Церкви не всегда бывают готовые ответы на те вопросы, которые задаёт нам жизнь. Ответы вырабатываются постепенно, в процессе жизненного опыта, и часто – методом проб и ошибок. Господь помогает, но жизнь, в том числе и церковную, человек постигает сам. И, как известно, то, что человек добыл собственным трудом, он лучше ценит.

Сегодня мир другой и люди другие. Не получится, как при Царе Горохе «запретить и не пущать». Это проторенная дорожка русской истории, но, как мы видим, сегодня административный нажим малоэффективен. И вызов времени для русской церковной жизни в том, что под угрозой оказалась унификация традиции, когда на всех приходах всё, более-менее, одинаково. И все батюшки говорят одно и то же. И ситуация пандемии в определённом смысле, – проверка на взрослость и самостоятельность. Каждому настоятелю на своём приходе нужно, на мой взгляд, выслушать позицию своих пасомых, тех, кто наполняют приход; в случае разногласий, в духе братской любви, выработать единую позицию и принять решение о том, как будет жить приход в сложившихся условиях, а не ждать указания сверху. Но, в любом случае, подчиниться решению правящего епископа.

Думать нужно нам всем, учиться и разговаривать друг с другом. Вот про что этот коронавирус.

 

More 3 posts in ТеоСлог
Recommended for you
Константин Лебедев
Тело Христово в условиях пандемии

(далее…)