Home » Колонки » Слушать подано » Органный вечер в Таврическом дворце
Глеб Рыбаков

Органный вечер в Таврическом дворце

Глеб РЫБАКОВ

 В купольном зале Таврического дворца зрителей ждал богатый репертуар из произведений основателей и продолжателей классического органного искусства: Иоганн Бах, Георг Гендель, Феликс Мендельсон, Джакомо Пуччини, Дитрих Букстехуде и другие.

Я неопытен в органных представлениях, ни как слушатель, ни, тем более, как исполнитель. Поэтому заранее предупреждаю вас и прошу прощения у исполнителей, если моя критика покажется необоснованно резкой, однозначной. Признаю свою возможную необъективность, и с тем оставляю вам свои впечатления от этого концерта. Они оказались смешанными. Были разочарования, но и приятные удивления были также.

Эстафету двойственных впечатлений начал зал. Он шикарен: высокий потолок, колонны, купол. Но сиденья в нём располагались неудобно, все ряды были на одном уровне, так что сзади сидящим видны были преимущественно затылки тех, кто сидел впереди. Таким образом, дороговизна билета для этого небольшого зала (90 мест) определялась количеством затылков, которые увидит зритель перед собой — чем меньше, тем дороже.

Не порадовали и украшения в зале: на стенах были барельефы, но в большей степени – фотообои, подражающие барельефу за счёт нарисованных теней. Подобное сочетание рождало не очень привлекательный ансамбль, неловкая попытка оформителей обмануть зрение раздражала.

Который раз убеждаюсь в том, что Бах был гениальным композитором. Его полифония очень сложная, интересная и глубокая. Честь и хвала той органистке, что сумела его исполнить, то есть Анне Калинкиной. Она преподаватель кафедры органа, клавесина, карильона Санкт-Петербургского Государственного университета и преподаватель органа Музыкального колледжа им. М. П. Мусоргского. В 2014 году стала дипломантом Международного конкурса концертных органистов.

Играла  Анна хорошо.  Для меня было большим удовольствием услышать Прелюдию и «Фугу ля минор» Иоганна Баха. Остальные произведения, сыгранные без вокального сопровождения, я ранее не слышал, поэтому судить об их исполнении трудно. Тем не менее, «Чакона фа минор» Иоганна Пахельбеля показалась наиболее интересной.

А вот произведения, исполненные вокалисткой  Натальей Михалёвой,  были поистине прекрасны. И органистке, и нам, зрителям, действительно повезло с сопрано. Голос главенствовал в этот вечер. Он был  насыщенным, глубоким и, в то же время, светлым. Он дополнял и обогащал композиции. Каждый выход певицы  публика встречала громкими, почти восторженными аплодисментами.

Наталья с отличием окончила Санкт-Петербургскую консерваторию и аспирантуру. В 2005 году дебютировала на сцене Музыкального театра Консерватории в партии Татьяны. Исполнительница ведёт активную концертную деятельность, выступает на сцене  филармонии, Смольного собора, Академической Капеллы, в Тронном и Белом залах Петергофского дворца, Юсуповского и Шереметьевского дворцов, ведёт гастрольную деятельность в России и за рубежом. В 2015 году Наталья награждена почётной грамотой министерства культуры за яркий исполнительский талант и профессиональное мастерство.

Наталья Михалёва исполнила: арию Quia respexit из «Магнификат» и арию Mein globiges Herze Баха, арию Армиды из оперы «Ринальдо» Генделя и арию Анастасио из оперы «Юстин» Вивальди.

Единственное, что меня никак не тронуло, это Ave Maria Франца Шуберта. Это был тот самый случай, когда исполнитель, как ни был бы хорош, не смог привнести ничего нового в то, что мы уже неоднократно слышали. Некоторые могут оправдать это академическими требованиями, которых отличница консерватории придерживалась, и эти требования подразумевают неукоснительное соблюдение всего того, что указал композитор. Однако Ave Maria была исполнена меццо-сопранисткой Дженит Бейкер и даже контр-альтисткой Мариан Андерсон. Уже хотя-бы это отступление от традиции петь эту арию в сопрано доказывает, что классика может выглядеть иначе и не хуже. Она может выглядеть иначе и без глобального отступления от канонов. Послушайте Ave Maria в исполнении сопранистки Наны Мускури, там есть что-то необычное, то, чего нет у других. К сожалению, Наталья Михайлёва  в «своей» Ave Maria изюминку для меня не припасла.

Завершение концерта Анна Калинкина и Наталья Михалёва дополнили партией из оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Она не была заявлена в программе концерта. Судя по аплодисментам, публика была рада такому подарку. Но ни у кого из слушателей, в том числе и у меня, не было цветов для исполнительниц. А ведь концерт проходил накануне 8 марта. Это мало относится к рецензии, но не могу не поделиться своей досадой.

Итак, фавориткой моего вечера оказалась певица, а не, как я предполагал изначально, органистка. Окружение, концертный зал были шикарными, но явно не доведёнными до ума. Такое и общее впечатление от концерта — смешанное. Моя оценка — четвёрка. А публике ставлю двойку за отсутствие цветов.