Home » Колонки » Слушать подано » Джаз на всех языках
КИР Музабузов

Джаз на всех языках

КИР Музабузов

Когда знакомишься с чем-то новым, неведомым, невольно ищешь сходства с тем, что не раз перечитано, пересмотрено,  переслушано. Память услужливо снимает с багажных полок опыта что-то ранее апробированное и предлагает сравнить.

Слушатели джаза

Полюбить? Разочароваться? Хорошо, когда опыт куцый, любую новину воспринимаешь как откровение, дарованное свыше. Радуешься и восторгаешься без оглядки. Хорошо быть молодым… Но и старцам новизна не претит. Оставим библейский сюжет с Сусанной зубоскалам и сексологам. Я о невинном, о музыке.

Сразу скажу, что из услышанного 28-29 июля на аллеях Гатчинского парка джаза откровений я не нашёл. Но и разочарованию не предался. Интересно, вкусно, свежо. Намеренно не пошёл на маститых и заслуженных. Увы, возраст, регалии, титулы и тяга к эксперименту, за редким исключением, пребывают в обратнопропорциональной зависимости.

 

Начнём в порядке хронологии. 28 июля – «Pal Mundo» .  Йоель Гонсалес —  перкуссия,  Артур Бочкивский — классическая гитара, Владимир Шальнев — бас. Оказывается,  я соскучился по изысканному гротеску испанской гитары. С упоительной удалью взлетал на пассажах и тут же замирал над лакуной паузы. Ба, да это же Пако де Лусия! Фламенко с дробью каблука и взмахом юбки, низвергающей полмира! Ан нет. Лусия здесь обогащён, помножен звонолучным Гонсалесом и темпераментом Шальневского баса. Причём казалось, тембрально мягкий бас настолько энергетичен, что вот-вот может обрушить отмеренную с точностью до мига экспрессию акустической гитары Бочкивского. Жаль, что подстёгивающие выклики Гонсалеса не перелились в  вокальную традицию, она была бы уместна.

«Pal Mundo» . Йоель Гонсалес - перкуссия, Артур Бочкивский - классическая гитара, Владимир Шальнев - бас

«Pal Mundo» . Йоель Гонсалес — перкуссия, Артур Бочкивский — классическая гитара, Владимир Шальнев — бас

Хотя красок хватило в сложной, не блочно-панельной архитектуре музыкальных произведений. И, по счастью, публика не оторопела от взрывной музыки, не голоснула ногами за привычную ритмичную жвачку. Что касается  фестивального  девиза, то на суд публики были представлены произведения композиторов испаноязычной Кубы, португалоговорящей Бразилии и Франции в аранжировке российско-кубинского содружества. И я рад,  что для услады уха, (впрочем, и брюха тоже) полиглотом быть не обязательно.

На следующий день, в воскресенье — «Дудук-Бэнд». Виталий Погосян — дудук, Дмитрий Левановский — клавиши, Сергей Шеин — бас, Роман Николаев — ударные. С первых тактов стиль исполнения напомнил  «Хадаук трио», где Дидьер Малерб, выходец из «Гонга», вдохновенно управляется и с армянским инструментом, и другими древо-духовыми,  включая пан-флейту. Кстати, не устаю повторять, что именно в пограничье, где переплетаются, взаимно обогащаясь, музыкальные традиции Востока и Запада, стоит искать и  ждать откровений и гениальных находок.

«Дудук-Бэнд». Виталий Погосян - дудук, Дмитрий Левановский - клавиши, Сергей Шеин - бас, Роман Николаев - ударные

«Дудук-Бэнд». Виталий Погосян — дудук, Дмитрий Левановский — клавиши, Сергей Шеин — бас, Роман Николаев — ударные

Вспомним тандем Нусрата Фатех Али Хана и Майкла Брука. Или сотрудничество последнего с Дживаном Гаспаряном. Рано или поздно все заслуживающие внимания музыканты Запада черпают из источников Востока или родного этноса. А восточные и африканские — обращаются к традициям Запада. И не экзотики для. Это естественный процесс взаимопритяжения величин.

Простите за отступление, возвратимся к «Дудук-Бэнд». Виталий Погосян не превзошел Гаспаряна, но и не уронил в моих глазах высочайшее звание Музыканта. Дудук Погосяна сумел передать все человеческие переживания, причём многослойно, избегая клише, подмечая в веселье нотки последующей грусти, а в покаянии — росток надежды. Смею предположить, что авторство или обработка прозвучавших композиций,  за исключением «Океана любви» (Дмитрий Левановский), принадлежит все тому же Виталию Погосяну. Всё на концерте было уместно и кстати. Сольные партии сменяли друг друга не нарочито, а продолжая развитие общей темы. Виталий был и аккордеонистом, и флейтистом, и игрецом на таре, и с амплуа конферансье справился, подтрунивая над собой и коллегами, влюбил в себя зал за час действа. И после концерта коленопреклоненно раздавал автографы дамам и особую рыцарскую галантность проявил в общении с пятилетней барышней.

Виталий Погосян

Виталий Погосян

«Дудук-Бэнд» по праву приобщил гатчинскую публику к числу своих почитателей. А ложка с дегтем вместила неудачное расположение тарахтящего генератора и неполадки в аудиоинженерии. То тар было не слышно, то дудук лишь угадывался, то ударные вдруг теряли интеллигентность и нескромно перекрывали вся и всех. Конечно, для бойца с седою головой это мелочи. Мы ловили музыку сквозь радиоглушилки и через «дцатые» магнитофонные копии. Так что, это дёготь для пикантности и освежения восприятия. Чего не скажешь об ответах на вопросы, заданные после концерта.

Сначала прибаутка: «На невинный вопрос «как дела?» он обматерил вопрошавшего и набил ему морду. В общем, ушёл от ответа».  До рукоприкладства не дошло,  но на вопрос «Как вы оцениваете творчество «Хадаук трио?» Виталий, сославшись на цейтнот, ушёл от оценки, чем обескуражил вопрошавшего.  А на следующий вопрос  «Как вы оцениваете дебют «Octavision» под патронажем Виктора Вутена?»  ответил однозначно и кратко: «Плохо».

Погосян раздаёт автографы

Не знаю, прокатился ли стон по Эчмиадзину, но знамёна армянской диаспоры в Нью–Йорке дрогнули точно. Меня ответ ошеломил, и о возможном музыкальном единомышленнике из антагонистической Турции, об Атак-оглу, я спрашивать не стал. Бог с ней, с преходящей политикой и языками. Музыка для меня имеет бОльшую ценность. Слушайте её, хорошую и разную.  С чем и остаюсь, продолжая воздавать должное и «Octavision», и «Дудук-Бэнд», и личным творческим успехам В. Погосяна.

 

Фото: Илья РЫБАКОВ, Игорь РЫБАКОВ

Видео: Игорь РЫБАКОВ