Home » Колонки » Рядом и чуть-чуть впереди » О наказании и награде
Мария Мышкина Новая

О наказании и награде

Мария МЫШКИНА

Всякое доброе дело несёт награду в самом себе. Всякое злое дело – наказание в самом себе. Эту мысль прекрасно иллюстрирует «Преступление и наказание», в котором Раскольников сам себя наказывает страшнее всякого суда.

В свете данной идеи встаёт вопрос, стоит ли дрессировать детей «как породистых щенков»? Думаю, следование принципам бихевиоризма – ненадёжный путь воспитания. Ведь он сводится к внешнему контролю за действиями ребёнка, когда ещё нравственные нормы не присвоены им, то есть не стали его собственным внутренним голосом. Строгие запреты побуждают их нарушать (ведь запретный плод сладок), а чтобы избежать наказания – обманывать. Многие взрослые помнят, как читали под одеялом с фонариком.  Никто ведь из них не верил, что таким образом можно испортить себе зрение. Почти все дети тайком таскают припрятанные к празднику конфеты «Воровать – это если у чужих без спроса брать, у своих – это не воровать», — авторитетно объяснял своей маме ребёнок лет восьми. Бывает, что старшие дети в семье обижают надоевших младших братьев или сестёр, когда взрослых нет дома. Возможно, их чувство ревности к родителям не оставляет места для эмпатии.

Маленького ребёнка приходится контролировать для его же собственной безопасности. И неизбежны его попытки нарушить запреты, чтобы проверить границы дозволенного. И через «детское вранье», которое не имеет ничего общего  со взрослой корыстной ложью, а является интеллектуальной игрой с реальным и вымышленным миром, проходят практически все дети (вспомним рассказ Н.Носова «Фантазёры» на эту тему). Важно, чтобы нравственные нормы, транслируемые взрослыми, становились для ребёнка своими, чтобы внешний контроль постепенно уступал место самоконтролю.

Поведение ребёнка дошкольного возраста отличается непроизвольностью, его действия импульсивны, он экспериментирует не только с предметами и веществами, но и с людьми (такое экспериментирование называется социальным). И на этом этапе развития ребёнка знакомят с естественными последствиями его поступков: дотронешься до горячего – будет больно, ударишь маму (многие малыши, не владея своими эмоциями, так выражают свой гнев или тревогу) – она расстроится, обидится. Многие законы физического мира ребёнок может «проверить» с помощью взрослого путём наблюдения или смоделированной ситуации. Духовные законы проверить трудно, но в них можно поверить, то есть поверить тому человеку, который их транслирует. Если ребёнок верит  родителям, по-настоящему привязан к ним, скорее всего, их ценности станут его ценностями.

И тогда дети будут стараться следовать своему внутреннему «кодексу чести».  Получится это, конечно, не сразу, а когда их поведение станет произвольным. С семи до двенадцати лет идёт интенсивное формирование третичных полей коры головного мозга, отвечающих за самоконтроль. И постепенно у наших детей формируется собственный учебный мотив («Я учусь не для мамы, а для себя!»), умение достигать поставленной цели  и попытки осознанно следовать нравственным нормам. Конечно, всё это будет получаться не сразу, как не сразу получается и у взрослых. Собственных ошибок ещё никому не удалось избежать. Но постепенно дети сами прочувствуют, что доброе дело несёт награду в самом себе, а злое – в себе несёт наказание. И может быть, поймут, о чём писал Ф.М. Достоевский.