Home » Колонки » РеЙнкарнация » Творческий матриархат, или Искусство быть художницей
Анастасия КРАСОТКИНА

Творческий матриархат, или Искусство быть художницей

Анастасия КРАСОТКИНА

Женский музей в Бонне 

Рожать детей или заниматься карьерой? Для русской художницы Екатерины Ежковой, живущей в Германии, этот вопрос не стоит. Мама двоих детей и успешная портретистка, она побеждает в европейских конкурсах и… скучает по людям.

Здесь для участия в экспозициях необходимо, как минимум, родиться женщиной и, как максимум, быть художницей. В Германии всего несколько мест, где царит полнейший творческий матриархат. Столичный Берлин, консервативный Бонн, курортный Висбаден и улично-музыкальный Бремен — во всех этих городах ценители прекрасного… не только пола, но и искусства идут в “Женский музей” (Frauenmuseum). Галереи не являются филиалами какого-то одного объединения, но связи между собой, безусловно, поддерживают. Некоторые из них, открывшись в начале 80-х, успели уже и первую любовь посетителей почувствовать, и потомство успешных выставок произвести, и кризис среднего возраста преодолеть.

Красочная загадочность

Создавать искусство – значит быть активной, чувствовать жизнь. ‟В наших экспозициях участвуют уникальные женщины – с помощью различных материалов они превращают человеческие биографии в незаурядные работы”, — говорят создатели “Женского музея” в Бонне. По их мнению, понимать мир современных художниц совершенно не обязательно, надо просто чувствовать и наслаждаться. Тем более что загадочности добавляют и лайф-перфомансы, которые проходят в рамках выставок.

Например, однажды на глазах у посетителей участницы расписывали акриловое стекло. Лица художниц, сначала видные сквозь прозрачную поверхность, постепенно исчезали в ярких красках. По замыслу устроителей, это символизировало сложный путь представительниц прекрасного пола в мире искусства. Поэтому “Женский музей” Бонна, может, хоть и не прокладывает для художниц эту живописную дорогу, но делает её немного легче.

Времена года

Путь Екатерины Ежковой из Мухинского училища в боннский музей прямым явно не назовёшь. В Германии художница, по совместительству мама двоих детей, живёт уже четырнадцатый год. “Вообще, я не жалею, что уехала из России. После окончания училища мне пришлось работать в фирме по производству занавесок. Надо было зарабатывать деньги. Потом я поняла, что лучше без них, но я буду заниматься чем-то для души. И ушла оттуда. А в Германии уже получилось развиваться творчески”. Первые два года после переезда из России Екатерина практически всё время проводила в своей студии, которая находилась в подвале дома. “Я, наверное, именно поэтому пишу только людей…Соскучилась по ним… В то время в Германии практически никого не видела и ни с кем не общалась”, — смеётся художница.

Героев для своих работ петербурженка брала из семейной коллекции фотографий 50-х годов, которую привезла с собой из России. Чёрно-белые снимки ей достались по наследству от дедушки – морского офицера. По долгу службы он много путешествовал, а на шее у него всегда была фотокамера. Теперь лица советских граждан, изображённые на картинах Екатерины Ежковой, представлены в частных собраниях Германии, Дании и Великобритании.

В “Женском музее” Екатерина не только выставила свои работы, но и победила в конкурсе среди молодых художниц (до 35 лет). Жюри единогласно выбрало её картину “Времена года“ (“Die Jahreszeiten”) лучшей. Полиптих из четырёх частей символизирует жизнь женщины в разных возрастных состояниях: детство, юность, молодость и старость. Тёплая улыбка и лучащиеся глаза четвёртой героини слегка напоминают Фаину Раневскую, которую художница взяла прототипом.

Гендерный вопрос

 Помню, как в одном фильме главного героя спросили: “А тебя люди любят?” Он ответил вопросом: “Люди или женщины?” По-моему, нет такой темы, которую бы не затронул гендерный вопрос. Он повсюду: на кухне, в управлении автомобилем, политических играх и, конечно, творчестве. Диспуты о том, можно ли искусство разделять на женское и мужское, и если да, то где проходит граница, — бесконечны. Но так ли уж это важно? Я, например, никогда не буду восхищаться бездарными работами только потому, что их создал человек одного со мной пола – просто так, из чувства солидарности. Не люблю этих разглагольствований на тему гендерной дискриминации и феминизма, но отрицать некой несправедливости по отношению к творчеству женщин невозможно. Произведения современного искусства, продаваемые на аукционах Sotheby’s и Christie’s, в среднем в четыре раза дешевле, если принадлежат кисти художницы, а не живописца. Неумолимая статистика показывает устойчивую зависимость количества нулей в цене от генетического набора экспонента: если XX-хромосомы, то нулей шесть, если XY, то семь. Арт-критики выступают за то, что стоимость работ женщин не может быть эквивалентом эстетической ценности. Но ситуацию это не меняет.

По данным социологов, в художественных училищах больше половины — студентки, но к 28-30 годам они “выгорают”. Некоторые специалисты связывают это с рождением детей. А может быть, действительно, ребёнок – это лучшее произведение женщины?