Home » Колонки » РеЙнкарнация » Любимая актриса Гитлера: под псевдонимом “Мерлин”
Анастасия КРАСОТКИНА

Любимая актриса Гитлера: под псевдонимом “Мерлин”

Анастасия КРАСОТКИНА

Кинодива Третьего рейха или советская разведчица? Споры о том, кем же была на самом деле актриса Ольга Книппер-Чехова, идут до сих пор. Любовь публики, знаки внимания от Гитлера, “СМЕРШ”, допросы в НКВД и поддержка Берии…

Знаменитую фамилию Ольга получила, выйдя в 17 лет замуж за племянника Антона Павловича Чехова — Михаила. Это был актёр, о котором сам Станиславский говорил: “Гений!”. Правда, ни талант, ни самозабвенная любовь жены не могли уберечь Мишу Чехова от напасти: он пил запоями. Выдержав несколько лет, Ольга Книппер-Чехова, происходившая из семьи обрусевших немцев, забрала дочь, вышла снова замуж (на этот раз за иностранца) и уехала в Берлин.

Ольга Книппер-Чехова

“Я работаю с энергией ста лошадей, ведь, кроме занятий с Мишей, никакой школы у меня нет”, — писала она первое время своим родственникам в России. Ольга, теперь начинающая актриса, бралась за любые роли. Уже через несколько месяцев обаятельная девушка дебютировала в фильме “Замок Фогелёд” режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау. Премьера состоялась с оглушительным успехом, новые предложения начали поступать одно за другим. Шёл 1921-й год… За последующие 10 лет Ольга Чехова снялась почти в полусотне кинолент. Немцы просто боготворили её: не стал исключением и Адольф Гитлер.

“Моё первое впечатление о нём: робкий, неловкий, хотя держит себя с дамами с австрийской любезностью. Поразительно, почти непостижимо его превращение из разглагольствующего зануды в фанатичного подстрекателя, когда он оказывается перед массами”, — так описывала своё знакомство с фюрером кинодива Третьего рейха. Чехова стала одной из фавориток Гитлера. “Актриса №1” зарабатывала полмиллиона рейхсмарок в год, в её распоряжении всегда был автомобиль с личным водителем и требуемым количеством карточек на бензин, она могла свободно ездить за границу. Мать, сестра и дочь, которые жили вместе с Ольгой, тоже обеспечивались всеми благами. Так продолжалось практически до падения Берлина…

В 1945 году королеву нацистского кинематографа посетили офицеры контрразведки “СМЕРШ”. По некоторым данным, уже на первом допросе актриса назвала свой псевдоним — “Мерлин”, под которым она работала на русскую разведку. Но смершевцы не знали о существовании такого агента и просто переправили Ольгу Чехову в Москву. Там её не только не посадили в тюрьму, но, напротив, поселили на конспиративной квартире. В своих письмах “подозреваемая” писала: “Меня здесь балуют и выполняют все желания. Прислали лучшего парикмахера, вино, продукты: икру, лимоны…У меня есть радиоприёмник, цветы, духи, лучшие книги”. Допросы, вернее сказать беседы, в НКВД, конечно, имели место быть, но женщину отпустили, и она вернулась в Германию.

Сын Лаврентия Берии, Серго, писал в своей книге: “Объяснение простое: мой отец ни тогда, в сорок пятом, ни позднее решил её не раскрывать. Случай, должен сказать, довольно типичный… По картотекам органов государственной безопасности не проходили — знаю это совершенно точно — сотни фамилий. Отец считал, что “настоящего нелегала через аппарат пускать нельзя”… У отца, знаю, был целый ряд людей, которым он абсолютно доверял. Они-то и поддерживали связь с такими разведчиками, как Ольга Чехова… “Социалистическое соревнование” в разведке всегда заканчивалось плачевно. Каждая группа, каждая резидентура стремится первой дать результат, вот и накладки, приводящие к провалу. Так ведь и с Ольгой Чеховой получилось. “СМЕРШ” просто влез туда, куда не следовало…”