Home » Колонки » РеЙнкарнация » Давай сделаем это медленно и экологично
Анастасия КРАСОТКИНА

Давай сделаем это медленно и экологично

Анастасия КРАСОТКИНА

 Быстрее, больше и чаще – именно так производители одежды хотели бы, чтобы покупатели сметали их товары. Сэндвичи на скорую руку и «одноразовые» вещи – спутники жизни современного человека. Помочь в постоянной гонке за чем-то новым призвана «медленная мода» (slow fashion). Главный постулат: не «переедать» в шоппинге.

 

book-review-cover

Модное переедание

Жизнь набирает обороты. Скорость, переходящая в спешку, становится привычной почти во всём: работа, отношения, еда, мода. Заскочив в кафе быстрого питания, проглатываем на ходу сэндвич. По дороге на работу, пытаемся наладить личную жизнь, заглянув в социальные сети по мобильному интернету. На пути со службы забегаем в магазин одежды и покупаем очередную новинку. «Одноразовые» вещи появляются в наших гардеробах и покидают их с космической быстротой. Приобретение как можно большего количества нарядов и аксессуаров – будь то масс-маркет или люксовые бренды – с каждым днём становится всё более устойчивой тенденцией.

Производители при помощи модных журналов весьма умело доказывают, что в этом сезоне ни в коем случае нельзя, ну, просто морально запрещено носить луки, актуальные пару месяцев назад. В результате одежда, даже не успев износиться, либо оказывается на помойке, либо лежит мертвым грузом в шкафу. А на подходе – свежие тренды, что-то новенькое в гардеробе и… отсутствие удовлетворения в постоянной гонке за модным.

Покупай вдумчиво, спокойно, размеренно!

Но не всё так печально. Вещизм лечится — и весьма успешно – с помощью slow fashion. “Медленная мода” – концепция развития текстильной индустрии в противовес идеям общества потребления. «Покупай вдумчиво, спокойно, размеренно!» — таков основной принцип «медленной моды». Её адепты, прежде чем купить приглянувшуюся вещицу, поинтересуются, откуда ткань, в каких условиях работают люди на производстве и вообще чем руководствуются владельцы фирмы при создании своей одежды. Для «медленных» покупателей важно, чтобы сырьё было экологически чистым.

Например, если это хлопок, то при выращивании он должен быть обработан смесью с минимальным процентом содержания пестицидов. Тогда и люди, которые его опрыскивают, не наносят своему здоровью огромный урон. Приверженцы slow fashion стараются поддерживать отечественного производителя, который создаёт рабочие места внутри страны, а не инвестирует в дешёвую рабочую силу Китая. Но главный постулат «медленной моды» – не способствовать перепроизводству и не «переедать» в шоппинге. Создание каждой новой вещи – это дополнительная работа фабрики, а значит ещё один выхлоп в окружающую среду.

Молодые дизайнеры

 

Sunday Up Market и Ethical Fashion

В основном, концепцию slow fashion  реализуют в развитых странах. В России пока лишь пробиваются ростки «вдумчивой моды» — например, проект Sunday Up Market объединяет молодых дизайнеров Санкт-Петербурга, Москвы и Екатеринбурга. Проект был задуман просто как рынок выходного дня, Sunday Up Market, проводит теперь творческие фестивали, устраивает fashion-ярмарки и создаёт pop up stores (всплывающие без предупреждения и внезапно исчезающие магазины).

В Германии к slow fashion относятся со всей бюргерской ответственностью — как к неотъемлемой составляющей текстильной индустри. Берлин уже сейчас готовится к летней Неделе моды, в рамках которой проходит выставка экологической одежды „Ethical Fashion Show Berlin“. Её устроители доказывают, что «медленная мода» может быть привлекательной не только для тех, кого интересуют этические вопросы бизнеса, но и для тех, кому также важна и эстетика. Здесь можно полностью создать – естественно, не торопясь и вдумчиво – свой гардероб, начиная от свободной размахайки и заканчивая нижним бельем.

Бельё от «Aikyou»

Бельё от «Aikyou»

«Вдумчивая мода» в Германии

Например, фирма «Aikyou» уже только названием, которое является омофоном аббревиатуры IQ, показывает свою fashion вдумчивость. В то же время в переводе с японского слово «aikyou» означает очарование, любовь и уважение. Именно с такими намерениями, по словам основателей лейбла, создаётся их женское нижнее бельё из экологически чистых материалов. Кроме того, от продажи каждой вещи определённый процент поступает в фонд некоммерческой организации Global Volunteer Network, которая отправляет нуждающимся странам своих волонтёров, оплачивает их пребывание там и проводит социальные проекты на месте.

Одежда от «Braintree»

Одежда от «Braintree»

Концерн «Braintree» (дословно – мыслящее, разумное дерево) производит одежду из конопли, бамбука и сои. Для обработки конопляной ткани требуется малое – по сравнению, например, с вискозой — количество воды. Такой материал поддерживает нормальный теплообмен человеческого организма: зимой не холодно, летом не жарко. Ультрафиолетовое излучение задерживается конопляной тканью почти полностью (до 95 процентов). Одежда из бамбука – наиболее износоустойчива и нацелена как раз на тех, кто покупает меньше, но с умом. Эта текстильная экзотика впитывает пот, но не собирает запахи. По некоторым данным, бамбуковая ткань способна препятствовать экземе кожи и даже уменьшать столь неприятные дерматические проявления. Изделия из сои при стирке не садятся, не линяют и быстро сохнут. При этом соевый текстиль по мягкости не уступает кашемиру и шёлку.

Одежда от «Ecocentric»

Одежда от «Ecocentric»

Свой вклад в био-моду вносит и фирма «Ecocentric», производители которой концентрируются на экологической составляющей одежды. За основу дизайнеры берут женственные вневременные силуэты и украшают их различными винтажными деталями. Сырьё только с пометкой «био» и сертифицированное соответствующими организациями: например, хлопок — из Швейцарии, шерсть – из Италии. Конечно, «вдумчивая мода» на порядок дороже fast fashion, но истинных последователей разумной шоппинг-философии это не останавливает, когда речь идёт об одежде «на века».

Одежда от «Fukushima»

Одежда от «Fukushima»

Ассортимент  лейбла «Fukushima» достаточно аскетичен – футболки и холщовые сумки. Возможно, модников, хоть и вдумчивых, такой набор мог бы и не привлечь, если бы не одно но: все текстильные изделия с памятными надписями. Основная идея, которую преследуют создатели фирмы, — не дать человечеству забыть радиационные аварии в Японии, Чернобыли и Три-Майл-Айленде. «Марка «Fukushima» должна стать синонимом экологически сознательного существования людей и напоминанием для тех, кто играет с нашими жизнями», — говорят дизайнеры. 25 процентов дохода от продажи своих вещей «Fukushima» перечисляет движению «Врачи всего мира за предотвращение ядерной войны». Кстати, Германия в целом, начиная с 2000 года, реализует программу постепенного отказа от ядерной энергетики.