Home » Колонки » РеЙнкарнация » Бомж на подиуме, модель под мостом
Анастасия КРАСОТКИНА

Бомж на подиуме, модель под мостом

Анастасия КРАСОТКИНА 

Быть бездомным в Германии – значит вести активный образ жизни и облегчать дизайнерам творческие муки поиска. Кроме рутинного попрошайничества и увлекательного общения с зелёным змием, немецкие бомжи участвуют в fashion-показах, коллекционируют одежду и инспирируют скандальные фотосессии.

 

Берлин: 20 тысяч бездомных

немецкий БОМЖ

Я люблю Берлин! Но при всём моём обожании должна признать: порой у меня создаётся впечатление, что это город нечесаных лоботрясов и немытых маргиналов. Вот, например, иду в библиотеку Университета Искусств. Местность исключительно приятная: по дороге — концертный зал, театр, штаб-квартира одного авторитетного банка, рядом – знаменитый бульвар Курфюрстендамм (Kurfüstendamm) с дорогими бутиками и изысканными ресторанами… Сомнения закрадываются уже на уровне обонятельных рецепторов – уж больно запахи специфические — и усиливаются благодаря зрительному нерву: мужчина, что называется, средь бела дня и при всём честном народе, спокойно справляет малую нужду на стены Музея фотографии имени Хельмута Ньютона. Объяснение такого жизненного «оксюморона» находится моментально: на противоположной стороне улицы – пункт помощи бездомным.

Или, например, еду в метро и получаю очередную порцию статистических данных: 20 тысяч и 1,5. Первый показатель констатирует, сколько людей в Берлине сейчас не имеет крыши над головой. 1,5 евро – такова цена газеты, которую продаёт один из живущих под открытым небом. 32-страничное издание с поэтичным названием «Straßenfeger» (в переводе «Дворник») выходит раз в две недели и существует специально для материальной поддержки бездомных. Из вырученных денег у бродячего предпринимателя остается бо´льшая часть – 90 центов от продажи каждого экземпляра.

 

Модный «Дворник»

Show_Patrick Mohr_2

Иногда создаются специальные выпуски. Наверное, по логике вещей, темы для таких особенных номеров должны бы быть остро социальными и слёзно взывать общество к проблемам сирых и убогих. Но не тут-то было! Мода – вот о чём стоит писать в газете «Дворник»! Идея выпустить fashion-номер пришла в голову Анетт Штайнбрехер (Anett Steinbrecher) – на тот момент студентке Берлинской Академии Моды и Дизайна (Akademie Mode & Design). Спецвыпуск газеты одновременно стал её дипломной работой в области модной журналистики и медиакоммуникаций. «Я долго вынашивала эту задумку, — говорит Анетт. – Хотелось как-то помочь ребятам, которые ходят по вагонам метро и продают газету. Часто я наблюдала, что пассажиры ее не покупают, а просто дают бездомным немного денег. Поэтому основная идея была мотивировать людей, которые интересуются модой, приобрести и почитать «Дворник»».

Статья «8 курток, 8 историй, 1 мужчина» стала главной в выпуске. Это история жизни Детлефа Флистера (Detlef Flister), алкоголика, маргинала и… талантливого человека. Уже будучи выброшенным на помойку жизни, он участвует в караоке-конкурсах, пытается вести программу на радио и мечтает гонять на мотоцикле по автобану. И даже костюм гонщика уже приготовлен. Но алкозависимость мешает получить водительские права… Детлеф считает, что одежда должна соответствовать жизненной позиции и подчеркивать тип человека. Поэтому мужчина коллекционирует кожаные куртки, у каждой из которых есть своё прозвище и отдельная история. «Надлом», «катастрофа», «несчастный случай», но в то же время «мечты о свободе», «музыкальная куртка», «лето», «красота» и «куртка ведущего» — среди историй Детлефа, конечно, немало и печальных, но жизнеутверждающих – назло всем и вся, может быть, назло самой жизни, горькой, как водка, – всё-таки больше.

 

Fashion-бездомные: вместо улицы — подиум

Show_Patrick Mohr_1

Вообще, люди без определенного места жительства – это уже неотъемлемая часть современного общества. Кстати, по мнению самих представителей маргинального слоя, быть бездомным именно в немецком социуме намного проще и относительно комфортнее, чем в других странах. Будучи на дне, эти люди должны платить только за алкоголь, сигареты и транспорт. Всё остальное – еду, одежду, определённую медицинскую помощь, возможность пребывать какое-то время в приютах, а также спальные мешки и велосипеды – бездомные в Германии получают бесплатно.

И, поскольку улицы Берлина неотделимы от живущих на них великовозрастных беспризорников, то маргинальная тема используется и в арт-пространстве. Например, немецкие дизайнеры не только эксплуатируют некий асоциальный образ в своих рекламных кампаниях, но и приглашают участвовать в показах самих бомжей — не где иначе, как на Берлинской Неделе моды. Например, мюнхенец Патрик Мор (Patrick Mohr) выпускает на подиум наряду с профессиональными моделями людей простых, но бывалых — с явным жизненным опытом, отражённым на их не всегда гладких лицах. Высокую моду несут в массы всё те же продавцы газеты «Дворник». По словам руководителей Общества бездомных, которые отбирают для Патрика Мора „моделей“ из народа, провести кастинг в приюте намного сложнее, чем организовать fashion-показ. Бездомные – люди занятые: забрать газеты, получить паёк, попасть на прием к врачу, и всё строго по часам. В общем, их «рабочий» день расписан полностью. Приходится даже поломать голову, чтобы вписать в него дефиле и подготовку к нему.

 

«Знаки времени»: платье-люкс, сумка из клеёнки

Vogue_3

«Мода в целом и «Vogue» в особенности тоже могут выражать социальную критику», — считают в немецком модном издании. Так появляется выпуск с фотографиями, где модель собирает бутылки и возит в сумке на колёсиках свой скарб а-ля бомж. Статья с многообещающим названием «Знаки времени» и уточняющим подзаголовком «По-своему экстравагантно». Имитация с элементами провокации: клетчатые сумки и спальные мешки хоть и создают должный антураж, но люксовая одежда, многослойно нанизанная на героиню фотосессии, продолжает оставаться традиционно дорогой.

В немецких СМИ разворачивается масштабное обсуждение (а по сути – осуждение) на тему «Что «Vogue» этим хочет сказать? Зачем всё это нужно?» Одни пылают праведным гневом: «Как не стыдно смеяться над убогими?» Другие недоумевают: «К чему призывает «Vogue»?! Лучше купить платье за пару тысяч евро и жить под мостом, чем снять квартиру?». Третьи выступают с защитой: «Модное издание таким образом привлекает внимание общества к проблеме затянувшегося экономического кризиса и его последствиям».

Именно многослойность надетых вещей (как спасительный атрибут бездомных в холод) наталкивает на мысль о социальной подоплёке фоторепортажа. И, наконец, во всем этом можно усмотреть и критическую самоиронию «Vogue» самим над собой как fashion-хрестоматии в нашем мире – ориентированном на потребление и страдающем от переизбытка товаров.