Home » Колонки » Наши люди в Париже » Тайна мушкетёров
Олег KALANOV

Тайна мушкетёров

Олег KALANOV

Во Франции есть музеи литературных персонажей, хотя и немного. Например, в Средиземном море напротив Марселя виден остров Иф, на нём замок Иф. Там якобы в заточении находился герой книги Александра Дюма «Граф Монте-Кристо».

Поезжайте на остров Иф. Там в замке вы найдёте камеру графа Монте-Кристо. Этажом ниже вам покажут камеру священника Парии, такую низкую, что невозможно выпрямиться во весь рост. А в городе Тарасконе, недалеко от Авиньона, есть дом Тартарена из Тараскона. Там тоже много интересного: оружие, стрелы, африканские маски, но нет верного верблюда, увязавшегося за Тартареном из Африки, нет баобаба в горшочке из-под резеды, нет пробитых пулями фуражек, нет даже шкуры льва. Многие приезжающие в Тараскон посетить дом-музей Тартарена верят и тому, что есть, но искренне удивляются, когда узнают от местных жителей, что никакого Тартарена здесь никогда не было.

Зная обо всём этом, я весьма скептически отнёсся к предложению одного экскурсовода провести по местам боевой славы трёх мушкетеров и даже показать квартиру д’Артаньяна. Отпустив несколько шуток по этому поводу, обидел знающего человека, за что впоследствии мне стало очень стыдно. Оказывается, в мире литературы не всё так просто, и д’Артаньян действительно был, но звали его прототипа – шевалье Шарль де Бац. И историческая встреча с прототипом Портоса, господином Исааком Порто, также имела место за кувшином доброго вина в одном из парижских винных погребков на улице Фосуеар. Увалень Портос был соседом господина де Тревиля и также жил на улице Старой голубятни (Вье коломбье). Друзья Портоса, Арамис и Атос, жили, сражались, любили и ненавидели неподалёку. Кстати сказать, оба они, вернее их исторические прототипы – Арман де Силегр д’Атос д’Отвьель и Анри Арамис, также были гасконцами и родственниками де Тревиля. Арамис, судя по всему, обитал в уютном флигеле между домом капитана мушкетёров и аббатством Сен-Жермен  на улице с забавным названием «Шерш-Миди», что означает: ищи полдень. По другим данным, апартаменты любвеобильного Арамиса находились в самом начале улицы Вожирар, которая проходит вдоль Люксембургского сада и является, по утверждению парижан, самой длинной улицей города. Перпендикулярно ей проходит короткая и узкая улица Феру, на которой снимал квартиру благородный Атос. Настоящий Атос, между прочим, не был носителем титула «Графа де Ла Фер», а являлся потомком зажиточного буржуа, вовремя получившего дворянское звание по сходной цене. Впрочем, на его умении виртуозно владеть шпагой, бесстрашии и верности друзьям  это никак не отражалось. Параллельно улице Феру проходит такая же узкая улица Сарвандони. Это и есть та самая улица Могильщиков, на которой в доме № 11 снимал мансарду д’Артаньян, только прибывший в Париж. Дальнейшие события, происходившие на этой улице и описанные в романе, тоже имели место: вплоть до любовной связи королевы и герцога, о чём свидетельствуют некоторые документы того времени, один из которых утверждает, что во время свидания любезник повалил королеву и расцарапал ей ляжки своими расшитыми штанами. Современное название улицы Могильщиков – Сервандони – связано с именем архитектора Жана Жерома Сервандони, автора теперешнего образа церкви Святого Сульпиция (Сан-Сюльпис), так ярко описанной в романе Дэна Брауна « Код да Винчи ». Но во времена мушкетёров архитектор ещё не родился, и никто даже предположить не мог, что улица изменит своё столь «прелестное» название.

В доме №11 д’Артаньян также подслушивал государственные тайны и секреты, здесь же он встречался со своими верными друзьями. Кстати, в жизни реального д’Артаньяна – Шарля де Баца – было несколько реальных случаев дуэлей и сражений, серьёзно угрожавших его жизни. Однажды на него было совершено покушение, во время которого мушкетёра буквально прижали к ограде Люксембургского дворца семеро наёмников. К счастью, верные друзья вовремя подоспели к попавшему в беду и отбивающемуся из последних сил товарищу. В результате завязавшейся схватки все нападавшие были уничтожены, однако и мушкетёры понесли потери: погиб бесстрашный Атос. Его похоронили 22 декабря 1643 года на кладбище той же Сен-Сюльпис.

Все парижские события жизни мушкетёров происходили между Люксембургским дворцом (тогда ещё дворцом Медичи) и церковью Сен-Сюльпис. В то время дворец уже стоял, и Мария Медичи наслаждалась королевской роскошью его покоев. А вот чудесного парка с озером, скульптурами, фонтаном ещё не существовало. Хотя пространство для него уже было расчищено, к тому же тогда это была окраина города и излюбленное место всех дуэлей и поединков. Кровь с гвардейских и мушкетёрских клинков капала не на мостовые Парижа, а в траву будущего сада. Разумеется, Дюма не мог упустить шанс использовать столь лакомое место в своем романе. Заполнив пространство вокруг дворца отважными вояками, наряженными в голубые плащи с вышитым на них крестом, исступлённо размахивающими шпагами и дружно вопящими клич-заклинание: «Один за всех, и все за одного!». Вуаля (voilà).