Home » Колонки » Наши люди в Париже » Русский чай по-французски
Олег KALANOV

Русский чай по-французски

Олег KALANOV

Как истинный любитель чая и пьющий его без всяких добавок, как-то: сливок, лимона, вареньев — употребляю только высшие сорта.

                   «Жизнь Клима Самгина», М. Горький

 

Вот и я употреблял в России только высшие сорта, без всяких добавок и ароматизаторов. И вообще слабо догадывался, что таковые существуют, разве что жасмин в китайском зелёном. А вот в Париже узнал, что их столько — мама дорогая! Только вот чай, тот самый, которым у нас пахли плацкартные и купейные вагоны — обычный цейлонский или индийский без добавок — купить здесь невозможно. Узнав, что я русский, в любом чайном бутике мне предлагали «русский» чай. То есть цейлонский с апельсиновыми корочками…

Почему он считается «русским», мне так никто не пояснил. И я вам не скажу тоже, ибо до сих пор не знаю. Французам легче: они пьют кофе, а чаем балуются. Русский человек, как, наверное, и англичанин, привыкший к этому напитку, чувствует себя в Париже весьма и весьма неуютно. Поиски были тщетны, но безостановочны.

И вот однажды, проходя по авеню Ньель (Niel) в семнадцатом округе Париже, в фешенебельной его части, близь станции метро Перейр (Pereire), прямо на тротуаре увидел деревянную доску с афишей «Thé Kusmi KOUSMLCHOFF naturels». И указателем на тяжёлую металлическую дверь, открывая которую и проходя во двор, через подъезд с помпезной лепкой, никак не представлял себе, что через минуту попаду в «лавку чудес».

Ещё на подступах к этой «лавке» мои лёгкие получили целебный приток чужеземных ароматов: благоухание бергамота, апельсина и тот, единственный в своём роде, «тот самый», нежный запах чайных листьев, который китайские мудрецы и поэты называли «шёлковым». Ибо именно здесь изготавливается, фасуется, продаётся знаменитый чай «KOUSMICHOFF», который производит старейшая русская фирма, основанная в 1867 году в Санкт-Петербурге Павлом Ивановичем Кузьмичёвым. Здесь я нашёл желаемое, но в небольшом ассортименте: всего два сорта. А остальное — ароматизаторы, добавки, смеси. Но зато я узнал о РУССКОМ чае столько всего нового и интересного, сколько не поместит, наверняка, ни одна энциклопедия. И, по мере возможности, изложу вам, дорогие читатели.

Сейчас фирма переживает очередной свой расцвет. Её бутики есть во всех крупных гастрономах Парижа, отдельные магазины разбросаны то здесь, то там. Из-за стеклянных витрин банки «Кузьмичёв» призывно выглядывают даже на Елисейских полях.

А началось всё в 1638 году, когда посол Василий Старков привёз российскому царю в подарок от монгольского хана 64 килограмма чая. В те времена чай был весьма дорогим продуктом. Для его закупки русские купцы везли в Китай сукно, кожу, меха. Пошлины на чай были высоки, а дорога – долгой и трудной. Из Китая в Россию вёл «чайный путь» общей протяжённостью в 11 тысяч километров. На доставку чая уходило от четырёх до шести месяцев. Караван двигался через степи, переправлялся через реки, сквозь пустыню Гоби, преодолевал горные хребты и дремучие леса — всё дальше и дальше на Запад, к Невским берегам, а там — прямиком на склады торгового дома «Кузьмичёв и сыновья».

Такая транспортировка в тюках, на верблюдах, затем на лошадях помогала чаю «дозревать» в пути, и в этом процессе участвовали солнце, ветер, смена климатических поясов. Один из сортов чая так и называется — «Караван». Фирма выпускает множество сортов: «Анастасия», «Князь Владимир», «Трактир» с добавками цветов бергамота, жасмина, сушёных апельсиновых корочек, миндаля. Фирма имеет свою запатентованную уникальную технологию, по которой ароматизаторы добавляют в только что изготовленный чай, ещё тёплый после сушки. Он в этот момент активно вбирает ароматы, а затем извлекают ароматизаторы обратно.

Сейчас чай выпускают как в жестяных банках, так и в картонных коробках, и даже в пакетиках. Хотя ещё в 2003 году директор чайного дома утверждал, что чай «Кузьмичёв» будет выпускаться только в традиционной таре т. е. в жестяных коробках, и уж тем более никаких пакетиков — ни бумажных, ни шёлковых, ибо это оковы для чая.  Но всё течёт, всё изменяется… Неумолимый прогресс и рынок диктуют свои условия, которые надо принять, если хочешь выжить. И приходится чем-то поступаться.

Хотя традиции в чайном доме «Кузьмичёв» свято чтут, такой милый консерватизм здесь во всём. Весы с двумя латунными чашками, эбонитовый телефонный аппарат, оставшийся со времён «царя-Гороха», с тех самых, когда чай «Кузьмичёв» эмигрировал во Францию в 1920 году. Над директорским креслом в рамке — царский указ, которым купец первой гильдии Павел Кузьмичёв назначается поставщиком Императорского двора. Было это в 1870 году. Тогда в Санкт-Петербурге открываются несколько магазинов Кузьмичёва и трактир. А в начале двадцатого века у фирмы уже имелась сеть магазинов в Санкт-Петербурге с филиалами в Киеве и Москве.

Эмигрировав во Францию, семья Кузьмичёвых продолжала торговать чаем на протяжении нескольких поколений, но сейчас бразды правления взяли в руки французы. Братья Ореби. Но они — истинные патриоты русского чая. Подле стеллажей с чайными жестянками на почётном месте — тульский самовар. Рядом вышитый шёлком коврик с гербом «Кузьмичёва» — два медведя у самовара. Рядом — выписанные славянской вязью пояснения, почему русский чай такой вкусный и ароматный: потому что на Руси его пьют из самовара, который топят еловыми шишками. Только такой самовар даёт нужный нагрев воды, а электрический самовар — это так, декорация. Русский чай надо заваривать, наливая воду из самовара в чайницу, и пить обязательно вприкуску, наливая чай на блюдечко, чтобы остудить. И если вы попробуете опровергнуть инструкцию, сказав, что такое чаепитие — «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», то запросто можете оказаться персоной нон грата.

Надо сказать, нет более непримиримых споров, чем между приверженцами той или иной чайной культуры. Какие копья ломают за свой чай англичане, японцы, китайцы, иранцы. Но в одном все они единодушны: в сакральном отношении к приготовлению «напитка мудрости».

«Чай можно пить, когда ты празден — и когда слушаешь стихи; когда мыслишь стройно —  и когда мысли спутаны; в хорошую погоду и в ненастье, утром и в сумерки дня, принимая учёного мужа или в гостях у возлюбленной, когда слушаешь песню — и когда музыка умолкает», — писал великий среднеазиатский врачеватель и учёный Авиценна.

«Приготовление чая — благороднейшее занятие», — написано в древнекитайском трактате.  «Лучше, если чай приготовляет сам хозяин дома. Однако, если есть гости и их нельзя оставить без внимания, чай может приготовить жена, с РАЗРЕШЕНИЯ мужа. Время, потребное для настаивания чая, — то, которое требуется, чтобы сделать три вдоха и три выдоха…».

Несмотря на всю философскую возвышенность, братья-предприниматели Ореби хорошо умеют считать. За последние пять лет компания в девять раз увеличила объём продаж. Новая империя «KUSMI» открыла 11 бутиков во Франции и 6 за рубежом. 42 процента продукции продаётся за границей. В 2015 году компания вышла на корейский и японский рынок. Говорят, что чай «Кузьмичёв» вернулся в Россию. Не знаю, при мне не было. А вы присмотритесь внимательней к пачке в мусорном ведре. Может, ваша жена без вашего разрешения давно уж балует вас элитным напитком, историю которого вы узнали только сегодня.

Вуаля (voilà).