Олег KALANOV

Метро

Олег KALANOV

Метро в Париже не дворец. Это признают все, но без метро современный  Париж не мыслим. Оно многогранно. Неудобно тем, что не имеет ни одного туалета, и, если вас прижало, хоть «КАРАУЛ» кричи. Случаются казусы, на следы которых иногда приходиться натыкаться. Удобно тем, что имеет 14 линий, и пятью линиями пригородных скоростных электричек (RER,) проходящих через Париж, можно пользоваться, как метро, по единому билету, и того: 19(!). Станция за каждым углом. Между станциями не более пятисот метров. В любую точку Парижа на метро!

 Ни  пробок тебе, ни светофоров. Поезда через каждые две минуты. Время прибытия  из пункта А в пункт В можно рассчитать точно. Минута между станциями, полминуты стоим, пять минут переход между линиями, и  вы на месте. Но много рекламы. Очень много рекламы. Поначалу раздражает. Потом не замечаешь. «Шестнадцать линий! Откуда и куда и где пересадки?!» — восклицает непосвящённый. Когда же построят кольцевую? А никогда. Она уже была, но отменена за ненадобностью. А впрочем, обо всём по порядку.

 Метро в  Париже появилось в 1900 году. Через 38 лет после открытия Лондонской подземки. Франция была развитой промышленной державой. Претендовала на мировое первенство, а  вот с метро не успели впереди планеты всей. Все так думали. И я так думал. Ан, нет! Метро в Париже начали строить ещё при мушкетёрах. И в 1643 году утопия осуществилась! Вдоль набережной Сены открылась первая подземка длиной в 300 метров. По замыслу создателей пользоваться ей могли все сословия без исключения, причём бесплатно. По этому туннелю семнадцатого века поезда бегают и по сей день. А на оконечностях станции «Шатле» по линии номер семь всё ещё заметны старинные каменные арочные полукружия – остатки великой подземной стройки французского абсолютизма.  Французские придания знамениты своими призраками. Каждый замок, каждое кладбище имеет своё штатное привидение. Даже в Гранд-Опера, в центре города, водится призрак, который, иногда пошаливая, роняет бронзовые люстры на головы ничего не подозревающих зрителей. И вы думаете, что такое старое и такое гигантское подземелье может обойтись без призрака? Нет, конечно,  вы так не думаете. И совершенно правы. Ибо в метро водятся целые хороводы призраков и не просто призраков, а призраков станций. И сегодня мы идём к ним в гости. Вы готовы? Тогда в путь.

  Иногда в подземке поезд проносится, не останавливаясь мимо станции. И сколько ты ни стараешься разглядеть что-нибудь за окном, прижимая руку козырьком к стеклу, — ничего. За вагонным стеклом только запустение, темнота и граффити. Несколько секунд – и вот уже исчезает призрак-полустанок, где никто не входит и не выходит. Станция либо закрыта навсегда, либо и не была никогда открыта.

Парижское метро

О Парижском метро знают все, как об Эйфелевой башне, Триумфальной арке, Елисейских полях. А после моего рассказа узнали и те, кто даже и не предполагал. А вот о другом  закрытом, забытом, запущенном мало кто и догадывается. Девизом французского метрополитена с самого его открытия была функциональность. Его строители никогда не заботились о показухе – не то что в Москве в эпоху сталинского метростроя. При этом парижским метростроевцам никогда не зазорно было накапливать опыт методом проб и ошибок. Так и появились в Париже станции, замороженные за нерентабельностью, которые постепенно превратились в депо, склады и ремонтные мастерские, откуда ночью по всем линиям разъезжаются ремонтные поезда.

С  одной из станций призраков на «Порт де ля Виллетт» в полночь с субботы на воскресенье раз в три месяца отправляется особая экскурсия «Забытое метро». Записываться на неё надо загодя. Одежда нужна тёплая, удобная, немаркая. Для прогулки пригодится карманный фонарик. Под ностальгические звуки шарманки туристы садятся в поезд. Стартуя, он непривычно дёргается и резко останавливается, а движется с шумом и лязгом. Ничего не поделаешь: мы примерно в 1935-40 году. Здесь резиновые шины на колёсах — дело будущего (нынешнее парижское метро практически бесшумно, колёса поездов обуты в резиновые шины, невероятно, но факт). В поезде есть вагоны первого и второго классов (такое разделение существовало с 1907 по 1992 гг.) Первый класс – красного цвета и с красными же «кожаными» сидениями. Во втором классе – бежевые вагончики, деревянные скамейки. На стенах надписи из разряда «Плевать запрещается». Первая остановка « Сен-Мартен». Вот уж не повезло святому в плане метро-трафика! Не сравнишь со Святым Дионисием, чьё имя значится на двух действующих станциях: «Страсбург – Сен-Дени» и «Сен-Дени Базилика». Удивительная судьба станции «Сен-Мартен». Энди Уорхолл говорил, что каждый имеет право на  всемирную славу в течение пятнадцати минут. Вот и на станции «Сен-Мартен» 1 февраля 1932 года  прошла торжественная церемония в честь открытия 9 линии метро – да ещё в присутствии «самого» Фульжанса Бьенвеню, отца парижской подземки. А уже семь лет спустя 2 февраля 1939 года станцию закрыли. И всё-таки жизнь на этом не остановилась. Она сделала иную карьеру – кинематографическую, там постоянно снимаются эпизоды фильмов. Так что знайте: видите в фильме сцену на перроне парижского метро – это на закрытой станции «Сен-Мартен». Есть у неё и ещё одно призвание – благотворительность: в холодные зимние месяцы там открывают приют для БОМЖей. Ведь названа она в честь Турского епископа, провозглашённого в четвёртом веке святым за милосердие к малым мира сего.

Станция - призрак Парижского метро

Следующая остановка – станция-фантом «Красный крест». Название, разумеется, ничего общего не имеет с обществом «Красного Креста». Просто здесь ещё с пятнадцатого века существует одноимённый перекрёсток (Carrefour de la Croix Rouge), названный так из-за когда- то стоящего там креста, Бог его знает почему, выкрашенного в красный цвет. Эта станция возле бульвара Сен-Жермен и улицы Ренн была открыта в 1923 году. Она должна была стать частью кольцевой линии общей длиной 11,7 км. Кольцевая, спроектированная ещё в 1907 году, так никогда и не была построена, поскольку с 1912 года было решено прокладывать продольные и поперечные линии. Так делать пересадки с линии на линию удобней и быстрей. Но сегодня станция «Круа Руж», позабытая, позаброшенная 70 лет назад, больше не выглядит угрюмой «клошаркой». Туда пустили  непризнанных гениев кисти, и вместо мрачных сводов пещеры  за окном поезда вдруг появляется  откуда ни возьмись  пляж с золотым песком, голубое небо и яркое солнце. От такого пейзажа ваше будничное настроение вмиг становится самым радужным. На часах четыре утра. Поезд прибыл на остановку «Северный вокзал» (Gar du Nord), закрытую в 1942 году. Нынешняя – её дубликат, а старая служит сейчас для обучения и тренировки машинистов. Приятный сюрприз! На станции «Gar du Nord» путешественников ждёт бокал шампанского и рейнские бисквиты.

Вот и конец экскурсии. Пройдя по неприметному коридорчику, попадаешь в параллельное измерение – обычное метро, где уже двинулись в путь первые поезда.

Теперь вы знаете всё о парижском метро. Но есть ещё увлекательные экскурсии по парижским подземным каналам, по катакомбам и много-много неизведанного и таинственного, о чём я обязательно вам расскажу, а если встретимся, помогу записаться на необычную и увлекательную экскурсию. Но это уже совсем другая история.

Вуаля (voilà).

 

Recommended for you
Олег KALANOV
Чисто парижское эссе

(далее…)