
Еда – вот это да!
Олег KALANOV
Французы не едят,- они фокусничают
«Жизнь Клима Самгина» \ М. Горький \
Можно сказать без преувеличения, что во Франции культ еды. Люди думают и говорят о еде: что у них сегодня к обеду и к ужину. Что будет завтра к обеду и к ужину. И как всё это готовить. Они закупают продукты целыми тележками. Они набивают до отказа продуктами багажники своих автомобилей, для француза еда — это не просто принятие пищи – это священно действие, ритуал. В России обеденный перерыв длится сорок минут – час. Во Франции не редко два часа. А в выходные дни могут сидеть за столом по пять, шесть часов к ряду.
Продукты здесь со всего мира от Скандинавии до Южной Америки не говоря уже о ближних соседях: Италии, Испании, Германии, Голландии и прочих. Работники пищевой промышленности обладают не дюжинной фантазией. Попробуйте выдумать новый сорт сыра, йогурта, десерта или колбасы, когда их итак сотни, а может быть тысячи. А ведь выдумывают. Де Голь как то сказал: «Невозможно управлять страной, где 260 сортов сыра!» Ох, старикашка Де Голь. В семидесятых французы уже, могли есть каждый день новый сорт сыра весь год не повторяясь. Сейчас их уже полторы тысячи, то есть четыре с половиной года (!) каждый день новый сорт! Правда — многие сорта друг, от друга отличаю только по этикеткам, но сделайте скидку на мою дремучесть. Французы едят много всякой морской живности, рыбы, креветок, крабов, омаров и всяких ракушек, для которых в русском языке даже названия нет. Разве что в энциклопедии по латыни. Особенно популярны устрицы. Французские варвары едят их живьем. Бытует мнение, что нужно ее открыть специальным ножом, потыкать вилкой, если сокращается, значит живая, можно есть. Но это не так. Если не живая, нож не понадобится, раковина будет приоткрыта и тогда их выбрасывают. Правда, находятся смекалистые из приезжих, варят пока не протухли, но французы так не делают. А вилкой её отковыривают от раковины, что бы сглотнуть одним махом, иначе возможен казус, с непривычки, назад попросится. А для большей пикантности поливают лимонным соком и вовсе она не пищит, это поскрипывают на зубах кусочки раковины.
Ещё здесь едят улиток. Их специально разводят, откармливают, потом собирают, морят голодом, вымачивают в уксусе и в чем-то ещё… В общем самому готовить их не советую – это затянется на много дней. Лучше купить готовые: нафаршированные и замороженные. Тогда их надо только разогреть и готово. Очень вкусно. Во Франции существует некий улиточный патриотизм. Недавно гостил в Дижоне. Там первым делом меня спросили, пробовал ли улиток. Сказал, что пробовал в тур поездке по Провансу. Возмущению не было предела: «В Провансе! Да разве там улитки?! Это не улитки, а недоразумение! Надо пробовать наших, бургундских улиток! Вот это улитки, так улитки!!!» Меня накормили бургндскими улитками с бургундским вином. Было очень вкусно. Но фундаментальной разницы между бургундскими и провансальскими улитками не почувствовал. Но я не стал заострять на этом внимание и проявлять своё невежество. А выйдя на кухню увидел упаковку от улиток и оказалось, что они вообще из Эльзаса… Оставалось порадоваться, что там не сияла вездесущая и горделивая надпись « made in china».
Когда иностранным туристам подают французский завтрак, они часто остаются голодными. На завтрак здесь обычно сладкие булочки, круассаны или хлеб с вареньем, кофе, стакан апельсинового сока. Англичане негодуют: «Где ветчина!» Немцы требуют сосиски. Россияне ворчат: «Хоть бы яичницу поджарили, жмоты несчастные». А французы только удивляются, как дурно воспитаны. Зато когда французы едут в Англию, или чего страшнее в США, они возвращаются голодные, исхудавшие и страшно злые. И утверждают, что американскую пищу есть вообще не возможно (я сними вполне солидарен) одни суррогаты. А англичане и все прочие вообще не умеют готовить. Одна француженка рассказывала, как гостила у друзей в штатах: «Хозяйка хочет приготовить яичницу. Она насыпает в миску яичный порошок, добавляет туда молочный порошок, затем грибной порошок, заливает всё это водой, размешивает, выливает на сковородку и уверяет, что это омлет с грибами!!»
Если говорить правду, прогресс не остановить, и во Франции появляется всё больше концентратов и порошков. Например, картофельное пюре девяносто процентов готовят из порошка. А молодёжь и вовсе не знает, что можно иначе. Суп во Франции едят редко. В нашем понимании, это вообще не суп, овощное пюре, на Украине такое называют кулеш. Только ещё кулеш заправляют салом, а здесь варят всё вместе, потом перетирают в миксере и утверждают, что это суп. Их компот, то же не компот, а такая же перетертая жижа. Одним словом, переводят продукты. И торт у них не торт, а открытый пирог. Чтобы купить торт, нужно ехать в китайский квартал. Китайцы уже освоили. Про гречневую, манную и пшеничную кашу тут никто даже не слышал. Справедливости ради скажу, что в одном из путешествий в Пиренеях в отдалённом горном селении продавали и гречневую крупу, и гречневую муку, как экзотический продукт этого региона. И название гречки у них имеется sarasin, читается, как «саразан». Значит, когда то выращивали, просто забыли.
Во Франции нет ни пельменей, ни настоящей солёной или маринованной селёдки, ни настоящей квашеной капусты. Настоящие – это такие, как в России. А вот свежей капусты, какой только нет: белокочанная, краснокочанная, брокколи, брюссельская, цветная, кудрявая и зимой декоративная на клумбах вместо цветов. Вообще здесь есть все те же овощи и фрукты, что и у нас в средней полосе, а кроме того растут персики, мандарины, апельсины, киви, хурма (которую здесь называют kaki), виноград, нектарины. Из привозных: бананы, личо, тамарилло, гренадины, маниок, игнам, манго, метулоны, авокадо и многое ещё чего, что не выговоришь и не знаешь как есть. Но во Франции много званых и незваных гостей, которые всё это поглощают и требуют ещё. Вуаля ( voilà).