Home » Колонки » Наши люди в Париже » Апельсины — в Ментоне, ходули — в Гаскони
Олег KALANOV

Апельсины — в Ментоне, ходули — в Гаскони

Олег KALANOV

Праздник лимонов проходит в городе Ментоне, что на Лазурном берегу Франции. Это самый южный город, дальше — Италия. Через границу ходит электричка — и никаких пограничников. Туда-сюда люди переезжают по несколько раз в день. После таможни в Шереметьево смотрится очень необычно.

Сфинксы изапельсинов

Так вот, праздник длится две недели, как и карнавал в Ницце. В это время в городе возникает второй город, весь построенный из лимонов и апельсинов! На центральной площади сооружаются и фигуры ростом в два-три этажа, и целые композиции: египетские пирамиды, дворцы, сцены охоты на мамонтов, море, дельфины, корабли.

Внутри всех этих построек — проволочный каркас. К нему прикреплены тысячи, десятки тысяч апельсинов и лимонов, так что никакого каркаса, конечно, не видно. Поэтому все сооружения яркие и красочные, праздничные и фантастически необычные. А на газонах в парках и скверах растут лимонные и апельсиновые деревья, которые в это время года тоже увешаны плодами.

Фигура из лимонов

Этот жёлто-оранжевый городок открыт целые дни. Конечно, туда надо брать билет. А по выходным здесь тоже устраивают карнавальные шествия. Только несут и везут не конструкции из цветов, а фигуры из апельсинов, но их никто не бросает, конечно. Конструкции многоразовые. И, если хочешь присутствовать, опять надо брать билет. По окончании праздника лимоны и апельсины аккуратно вынимают из каркаса и пускают в продажу. Хотя они уже тысячу раз себя окупили.

В небольших рыбацких посёлках пытаются не отстать, устраивая битвы цветов, только баталии происходят на воде. Заряды цветов летят в зрителей с лодок и рыбацких ботов. А вечером фейерверки, музыка, вино. В феврале-марте весь Лазурный берег пламенеет всполохами салютов, испачкан жёлтыми пятнами мимозы, заплатан яркими лоскутами цитрусовых садов.

Так проходят карнавалы на юге Франции. А где же родина этого чуда? Нет, не в Бразилии. И не в Венеции, хотя венецианский карнавал — один из самых древних в Европе. Ведёт он своё происхождение от древнеримских Сатурналий — праздников в честь бога Сатурна, когда на несколько дней отменялись сословные различия и раб становился равным господину. А ведь известно: когда раб становится равным господину, он чувствует себя выше него, глумится над господином, пытаясь освободить душу от накипи оскорблений и унижений. Чтобы избежать кары, раб вышучивал господина, надев маску. Отсюда и знаменитые венецианские маски.

Слово «карнавал» имеет также латинские корни. Происходит от двух слов «carna» и «vale», что по-русски означает «прощай, мясо». И всё же карнавал родился даже не в Риме. Его истоки — в преданьях старины глубокой, и происходит он от древнего языческого ритуала, посвящённого смене времён года, когда сжигали «зиму» и встречали «весну». У христиан этот языческий обряд превратился в праздник перед Великим постом. У нас он называется «Масленица». В это время предписывается съедать все мясные запасы.

Начинались карнавалы после праздника Епифании — именно тогда пришли посмотреть на младенца Иисуса волхвы. Как бы там ни было, с Епифании и до мясопуста весь мир завоёвывает весёлое безумие. Во Франции приемлют равенство, но только не в карнавале, и каждая провинция хочет быть самой-самой.

Самый большой и самый древний карнавал — в Ницце. Здесь этот праздник справляют с 1294 года. Первым учредителем карнавала был герцог Анжуйский, повелевший «развлечь массы народным гулянием и зрелищами». И после герцогского указа вот уже семь веков с лишком с середины февраля по начало марта в Ницце сверкает и переливается поистине грандиозная феерия!

В фонтанах — конфетти, под звуки волынок, барабанов и фанфар по набережной «Променад де англе» тянутся украшенные цветами колесницы, которые готовят тут загодя и с любовью. На колесницах красуются ряженые в масках, а жители Ниццы — ниццары, как их издавна называют —  поют, пляшут и пьют за здоровье Его Величества Карнавала!

Самый фруктовый карнавал, как мы сегодня узнали, проходит в Ментоне. Самый страшный — в Арле. На улицах Арля танцуют фарандолу, натянув на спину медвежьи шкуры — в честь пробуждения от зимней спячки пиренейского медведя. В Гаскони карнавал самый длинноногий. Там все процессии состоят из ряженых на ходулях.

А вот в городке Пратт-Моло-ля-Прель карнавал самый предприимчивый. Здесь выбирают короля камло. «Камло» по-русски «коробейники». Все они — великолепные мастера импровизации. Подлинный камло обязан уметь разрекламировать и сбыть любой товар. Даже самый неходовой или до нелепости странный, типа съедобной ваксы. Одним словом, всё, что угодно. Многие французские актёры начинали как камло.

Самым странным признан карнавал в порту Дюнкерк на севере Франции — им отмечают начало рыболовецкой путины. Карнавал в Дюнкерке длится месяц. При этом, по традиции, мужчины разгуливают здесь в женских карнавальных костюмах, а женщины — в мужских.

Самым огненным и самым жестоким признан карнавал в крошечном городке Шамбли департамента Уазы. Со времён мрачного средневековья и до наших дней на главной площади здесь сжигают уходящую «зиму» — сухое дерево с привязанными к веткам петардами и бенгальскими огнями. А в это время по древним улочкам кружит шествие ряженых, одетых в костюмы всех провинций.

Карнавальное сумасшествие охватывает всех без исключения. Ни один город, городишко, деревня или деревушка не хочет отстать по части веселья от крупных карнавальных столиц. Сумасшедший февраль — месяц радужного веселья. В какой бы уголок вы ни заглянули, везде вас встретит праздник, шутки и смех.  Приезжайте посмотреть. Совами не расскажешь, нужно петь, а на бумаге — это невозможно. Вуаля (voilà).