Тарифы бедностью питают
Николай МОНАСТЫРНЫЙ
На дворе – макушка лета, так что вряд ли стоит ожидать от него каких-то сюрпризов типа жары или проливных дождей. Которые можно пережить. А вот от сюрпризов, преподносимых любимой властью, нам уберечься не суждено. И то, о чём давно предупреждало правительство, свершилось: с 1 июля повысились тарифы на коммунальные услуги.
Согласно информации СМИ, тарифы на услуги ЖКХ вырастут в среднем на 4%. При этом в Москве – на 7%. Значительное повышение грядёт в Петербурге, Якутии и на Камчатке. Зато в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане оно составит от 2,5 до 3,3 процента. Странное разделение. Руководящие лица объясняют повышение цен на услуги ЖКХ благой целью – сдержать инфляцию. Ну, и ростом расходов, естественно.
Вообще-то, рост тарифов, цен, акцизов в современном мире – вещь обычная. Вопрос в том, каким целям служит этот самый рост. По моему непрофессиональному разумению, обоснованное повышение цен возможно в двух случаях. Первый. Если в государевой казне достаточно средств для обеспечения нормального функционирования отрасли или структуры, но требуются дополнительные деньги для внедрения новаций, модернизацию или улучшение её деятельности.
Второй. Если в государевой казне не хватает средств для обеспечения нормального функционирования отрасли или структуры, не говоря уже о новациях, модернизации или улучшении. Тут, конечно, можно задаться вопросом об эффективности работы и расходовании собираемых средств тем же ЖКХ, но неизменным остаётся одно – источником для пополнения бюджета жилкомхоза остаются наши кошельки.
Между тем, россиянам надоело постоянное повышение стоимости коммуналки. Согласно соцопросам, примерно половина граждан считает это главной социально-экономической проблемой. Добавлю, что судебные приставы взыскивают жилищно-коммунальные долги уже с четырёх миллионов человек. Да и насчёт социальной справедливости нынешнего повышения тарифов возникают вопросы.
В интервью сетевому изданию Gazeta.ru исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева отмечает: «Мы не очень понимаем такую дифференциацию роста тарифов. В Москве инфраструктура более-менее новая и тариф высокий, а вот на Северном Кавказе очень плохи дела и низкие тарифы изначально, а при этом рост тарифа маленький. Иначе как ловкостью рук тех, кто формировал эти заявки и договаривался с Федеральной антимонопольной службой, я не могу объяснить. При этом тарифы растут постоянно вне зависимости от инвестиционной программы и от качества оказываемых услуг».
При этом пополнение казны ЖКХ за наш с тобой, мой уважаемый читатель, счёт происходит на фоне традиционных заявлений говорящих голов о том, что кому-то жить стало лучше, а кому-то даже веселее. Мол, где-то что-то улучшилось, а у кого-то что-то увеличилось. Может, оно и так. Но вот опрос, проведённый ВЦИОМ, показал, что почти 40% россиян не хватает денег на еду и одежду.
«Более 80% россиян считают бедными тех, кому едва хватает средств на еду или одежду. Эта группа бедных в мае 2017 года составила 39% (среди людей пенсионного возраста — 54%, среди жителей сельской местности — 46%). 10% респондентов отметили, что для них затруднительна даже покупка продуктов», — сказано в опросе. При этом эксперты говорят, что уровень субъективной бедности в России выше, чем показывает официальная статистика.
Мало того. По данным Росстата, в первом квартале этого года в России было 22 миллиона бедных — граждан, чьи доходы были ниже прожиточного минимума в 9909 рублей. Это 15% от всего населения. Кроме того, реальные располагаемые доходы граждан падают с 2014 года. В 2016-м они сократились на 5,9%. За январь — апрель этого года они сократились еще на 2,2%. А тарифы, напомним, все время растут.
Но отечественное население тем и сильно, что стойко переносит все тяготы и лишения, организуемые для него родимым царством-государством. Как говорится, «жила бы страна родная – и нету других забот». Вот только жизнь у нас у всех – одна, при этом светлого коммунистического будущего, в котором все будут ходить в белых штанах, нам уже никто не обещает.
В советское время злые языки утверждали, что СССР – страна гарантированной бедности. Нынешняя Россия – без руля, без ветрил, без планов и стратегий – стремительно превращается в страну нищебродов. Как материальных, так и духовных. Но вряд ли это заботит кремлёвских небожителей. Тем паче, что моральные нищеброды всегда голосуют правильно.
И, в заключение, о приятном. Видимо, следуя многочисленным просьбам трудящихся, 30 июня дорогой Владимир Владимирович подписал указ, продлевающий ответные санкции против Евросоюза до конца 2018 года. Председатель правительства Дмитрий Анатольевич отметил, что Россия вынуждена пойти на этот шаг, чтобы поддержать не только национальные интересы в целом, но и российский аграрный сектор. По его словам, «аграрии просили о продлении ответных мер». Оптимист Дмитрий Анатольевич почему-то уверен, что они «смогут воспользоваться благоприятными возможностями в полной мере».
А по моему непрофессиональному разумению, это означает одно – не видать нам качественной еды, как своих ушей. Ни финской салями, ни литовского сыра, ни польских яблок, ни венгерского «токая». Вместо них отечественные аграрии «воспользуются благоприятными возможностями» и в полной мере напитают нас «сырным продуктом» и «майонезным соусом». Из пальмового масла.
Впрочем, только на них у «новых русских бедных» денег и хватит. А ещё на оплату повышенных тарифов доблестного непотопляемого жилкомхоза.
Или я неправ?