Home » Колонки » Неформатное чтиво » Проблески несогласия
Монастырный Николай

Проблески несогласия

Николай МОНАСТЫРНЫЙ

На слуху продолжает оставаться Екатеринбург, где противники строительства церкви на месте сквера схлестнулись со сторонниками строительства. Эта информация докатилась даже до дорогого Владимира Владимировича, который посоветовал поинтересоваться мнением жителей по этому вопросу. И пусть меньшинство подчинится большинству. Как завещал нам демократический централизм.

Неподкупный и непогрешимый ВЦИОМ подсуетился и провёл опрос. Оказалось, что большинство екатеринбуржцев выступают против возведения церкви в центре города – других мест полно. Тамошняя власть дала задний ход, забор вокруг стройплощадки демонтировали и, вроде, ситуация стабилизировалась. Пока.

Но уже зазвучали голоса о не легитимности опроса, а спецслужбы, якобы, принялись искать «зачинщиков» и организаторов «скверной истории». Ибо в столице Урала произошёл не частный случай местного значения, а покушение на непогрешимость власти и настоящий подрыв устоев, скреп и стабильности. А подобных выкрутасов наша суверенность не приемлет. Так что будем посмотреть за развитием ситуации.

Одновременно с уральскими событиями помитинговали и у нас. Несколько десятков горожан выступили «против». Неслыханное событие! Невиданное вольнодумство! Просто вольтерьянство какое-то! Конечно, Гатчина – не Екатеринбург: и труба пониже, и дым по жиже. Но сам факт протестного мероприятия — это  уже что-то.

Правда, гатчинцы высказали своё «фи» не обвальной коррупции или повышению пенсионного возраста. И не росту цен на всё подряд, увеличению налогов или падению доходов вкупе с затягиванием поясов. Нет, горожане протестовали против введения платы за вход в парк – национальное достояние городского масштаба.

Признаюсь честно, сам я последний раз гулял по аллеям лет десять назад. И то, выступая в качестве экскурсовода для друзей, приехавших издалека. Показал им Берёзовый домик, Павильон Венеры, Плавучий остров, прогулял по Горбатому мосту. Друзьям очень понравилось. Но они – туристы с фотокамерой, которых сюда больше никогда не занесёт. А я – тутошний.

При этом я не фанат здорового бега от инфаркта к инсульту. Мои дети давно выросли из колясок, а к домашним питомцам я равнодушен. Да и дефилировать через парк с Хохлова поля на Аэродром уже ни к чему – транспорта много, а времени мало. Опять же, я не записной эстет, меня мало трогают природные красоты, и я не испытываю душевного томления при виде солнца, склоняющегося к горизонту и играющего янтарными бликами на глади Белого озера. Увы, нынешний парк мне просто неинтересен с чисто практической точки зрения. Мне там нечего делать.

То ли дело в былые годы. Эх, жили же люди! По выходным – летняя эстрада с призами, как в фильме «Неподдающиеся», и музЫка полковая. Летом – лодочная станция, зимой – горки. ДитЯм – мороженое и качели-карусели, бабе – цветы и романтическое путешествие по озеру с пикником прямо в лодке. С употреблением внутрь пива и чего покрепче. А потом – разудалое ныряние с бортика под визги присутствующих дам. И по вечерам – танцы под вокально-инструментальный ансамбль с непременным выяснением отношений и традиционным мордобоем. Эх, было время!

И вход в парк не стоил ни копейки. Ходи, куда хочешь и когда хочешь. И народ ходил. Потому что больше в Гатчине пойти было некуда. А пролетарию после трудовой недели на «Гатчинсельмаше» требовалось отдохнуть так, чтобы сначала душа развернулась, а потом свернулась. Культурно, дешево и сердито. Именно эти функции и выполнял гатчинский парк культуры и отдыха.

Видимо, о тех днях вспоминали и пожилые участники протестного митинга. О том времени, когда солнце было ярче, трава зеленее, юбки короче, а ноги длиннее. Но, к сожалению, фарш невозможно провернуть назад. Да и протестовать надо было раньше, когда парк передавали под юрисдикцию Санкт-Петербурга. Ведь никому не придёт в голову требовать, чтобы для гатчинцев сделали бесплатный вход, к примеру, в Эрмитаж. Так чем гатчинский парк – собственность мегаполиса – отличается от остальных исторических объектов?

С другой стороны, так ли уж много горожан более-менее регулярно посещают парк? Бегают там, гуляют с колясками и без, передвигаются из одного района города в другой. Не уверен. Хотя, по примеру Екатеринбурга, тоже можно было бы провести опрос среди жителей Гатчины. На предмет взимания платы. Только вместе с «Да» и «Нет» дать третий вариант ответа – «Мне всё равно». И затем, согласно принципу демократического централизма, пусть меньшинство подчинится выбору большинства. Интересно, кто бы оказался в меньшинстве?

Да и утверждение некоторых протестующих о том, что парк всегда был народным, весьма сомнительно. Он побыл народным – это да. Но вряд ли во времена обожаемых ныне царей гатчинские обыватели невысокого звания могли беспрепятственно шляться туда-сюда по государевым угодьям. По крайней мере, без специального документа.

А ведь сегодня, как и тогда, на дворе капитализм. Или даже круче — империализм. Со всеми вытекающими последствиями. Хорошо, хоть крепостного права нет. Пока. И спасибо дорогому Владимиру Владимировичу, что он не выбрал наш дворец своей резиденцией. Вот тогда бы парк точно схлопнулся. Хоть платный, хоть бесплатный.

Что же касаемо собственно митинга, то я выступаю сторонником любых форм общественной активности. Хоть «против» чего-то, хоть «за». Подобные мероприятия характеризуют появление зачатков гражданского общества, способствуют формированию не населения, но граждан. Конечно, если они не нарушают закон, поборником коего я тоже являюсь. Но при этом и закон должен работать на соблюдение прав человека, а не противоположном направлении.

В Екатеринбурге ведь люди митинговали не столько против строительства церкви, сколько против пренебрежительного отношения власти к народу, против барского неуважения к тем, чьи интересы власть поставлена защищать. Так что не будут найдены ни «зачинщики» протеста, ни организаторы. Поскольку их нет. Протест был стихийным. Народным. И потому действенным.

А гатчинский митинг организовала и возглавила городская власть вкупе с соответствующей партией. Оттого и результат соответствующий – лишь провозглашение громкого, но совершенно бесполезного заявления в духе «не допустим, не позволим». Словно кто-то кого-то собирается о чём-то спрашивать.

И ещё. Незадолго до этого мероприятия некие личности на Соборной улице то ли агитировали, то ли собирали подписи на «парковую» тематику, ссылаясь на нашу газету. Мол, «Уездные Вести» в теме. Мы об этом узнали случайно и постфактум. Так вот, никакого разрешения употреблять всуе название нашего уважаемого издания и использовать его в качестве прикрытия редакция никому не давала!

И подобные манипуляции «втёмную», творящиеся повсеместно, наводят на определённые размышления. Впрочем, как и всё остальное, происходящее здесь и сейчас.

Или я неправ?

Recommended for you
Монастырный Николай
Всё по плану

(далее…)