Home » Колонки » Неформатное чтиво » «Пещеризация» интеллекта
Монастырный Николай

«Пещеризация» интеллекта

Николай МОНАСТЫРНЫЙ

Новости последних дней, продублированные общероссийскими СМИ, не могли оставить равнодушной мою мятущуюся душу. Поскольку касались они языкознания. Точнее, языка и знания. И озвучены были дорогим Владимиром Владимировичем — неоспоримым мыслителем земли русской.

Итак, 5 ноября на заседании Совета по русскому языку (есть, оказывается, и такое новообразование) Владимир Владимирович прямо заявил: «Войну русскому языку объявляют не только пещерные русофобы, — а это мы тоже наблюдаем, думаю, что это не секрет, — разного рода маргиналы, здесь активно работают и агрессивные националисты. К сожалению, в некоторых странах это становится вполне официальной государственной политикой. Но за ней — и это тоже должно быть понятно и ясно — всё то же давление, прямое нарушение прав человека, в том числе права на родную речь, на культуру и историческую память».

Естественно, что в столь сложной ситуации все мы, как один, должны сплотиться, встать на защиту «великого и могучего» и дать отпор «пещерным русофобам». Тем паче, что россияне, как показывает статистика, все, как один, не агрессивные националисты, а исключительно белые и пушистые «западофилы» и «евролюбы». И которых очень беспокоит состояние русского языка «в некоторых странах», поскольку в родной стране беспокоиться больше не о чем. Ибо у нас всё в порядке и с правами человека, и с культурой, и с исторической памятью.

К слову, «фобия», как и «филия», имеют под собой определённую подоплёку. Но если любовь — чувство, зачастую, иррациональное, не поддающееся разумному объяснению, то нелюбовь всегда имеет причину. Всегда. Так что, рассуждая о любой «фобии», следует конкретизировать, кто не любит и за что. Хоть человека, хоть организацию, хоть государство. Глядишь, удаcться обнаружить первопричину неприязни и исправить положение. Если, конечно, это необходимо.

Между тем, русский язык в защите не нуждается. Эта структура самозащищающаяся, самосохраняющаяся и саморазвивающаяся. В отличие от так называемых носителей языка, словарный запас которых на глазах оскудевает и деградирует. Вместе с содержимым черепной коробки. Наша речь является отражением нашего образования, нашего мировоззрения, нашего кругозора. Которые у большинства суверенных россиян сузились до размера телеящика, примитивного донельзя. А ведь как человек говорит, так он и думает. Так и живёт. Так и машину паркует, в конце концов.

Общеизвестно, что образование, преумножение знаний, стремление подняться выше — это труд. Для многих — нелёгкий. Гораздо проще катиться по наклонной и этим гордиться. Особенно, если это падение пропагандируется и поощряется свыше. Ничего не делай, ничего не предпринимай, не думай, слушайся и повинуйся — и тебе за это ничего не будет. Вообще ничего. Ни работы, ни перспективы, ни будущего. Так что спасать надо не язык, а тех, кто на нём говорит. Пока ещё говорит. И вовсе не от «тлетворного влияния русофобского Запада».

Кстати, об активности. На днях «Левада-центр» и Московский центр Карнеги провели совместное исследование настроений, царящих во глубине «глубинного народа» (по Владиславу Суркову). Так вот, доля россиян, выступающих за решительные перемены в стране, выросла за последние два года с 42 до 59%. Почти шестьдесят процентов карбонариев! Уму не растяжимо.

Увы, цифра эта кажется внушительной лишь на первый взгляд. Потому что под «решительными переменами» суверенные россияне понимают исключительно социально-экономические преобразования. К примеру, повышение зарплаты. Но, поскольку основная часть работодателей завязаны на государство, именно оно и решает, кому и сколько платить. Вне зависимости от производительности труда работника и от его личного вклада в общее дело. А раз так, то в привилегированном положении всегда будут лишь охранители государства. Всё остальное финансируются по остаточному принципу. Нечего «дворовых людишек» баловать.

Короче, какие запросы — такая и активность. Поэтому желание перемен мало во что выльется. Это ожидания, которые, в основном, не имеют отношения к реальности, считает соавтор исследования Андрей Колесников из Московского центра Карнеги: «Люди ждут, что перемены им преподнесут на блюдечке и они не будут платить за них ничего». Поэтому запрос на перемены можно назвать популистским: все хотят изменений по мановению волшебной палочки. А так не бывает.

Но вернёмся к языку и знаниям. Вместе с призывом к защите нашего с тобой, мой образованный читатель, языка, мыслитель Владимир Владимирович предложил заменить электронную Википедию на электронную же Большую российскую энциклопедию. Напомню, что Википедия — это набор статей по различным темам и вопросам, которые пишутся обычными людьми. Конечно, там встречаются огрехи и неточности, но совершенно отсутствует ангажированность и политизированность.

Весьма достойный справочник, сам пользуюсь его услугами. А вот дорогой Владимир Владимирович не пользуется, поскольку с интернетом незнаком. И этим гордится. Но о «вольнодумстве» Википедии, видимо, ему доложили. Отсюда и последовала идея изобрести очередной велосипед. Думается, что статьи для российского аналога будут написаны правильными авторами и выдержаны строго в духе текущего момента. Не знаю, поспособствует ли сия новация повышению образовательного уровня подотчётного электората, но почти 2 миллиарда казённых рублей, выделенные под это дело, точно будут освоены. Тем, кем надо.

Карикатура

И в заключение, как положено, о позитивном. Об искусственном интеллекте, без которого суверенные россияне себя просто не мыслят. Так и вижу: выходит гордый великоросс из своей избы «до ветру», присаживается в роденовскую позу и задумывается патриотично: «А что там с искусственным интеллектом? Не видать ли ещё отечественного Терминатора?»

Вот и министр экономического развития РФ Максим Орешкин призвал не бояться развития искусственного интеллекта, поскольку цифровые технологии не сократят количество рабочих мест, а, наоборот, создадут их. Искусственный интеллект он назвал благом для России, которое позволит людям развиваться.

А дорогой Владимир Владимирович пошёл ещё дальше, как и положено настоящему лидеру. На конференции «ARTIFICIAL INTELLIGENCE JOURNEY-2019» он предложил разработать… свод этических правил взаимодействия человека с искусственным интеллектом. Жесть! Искусственного разума ещё нет, но правила взаимодействия с ним уже необходимо придумать.

Впрочем, меня терзают смутные сомненья, что этот самый рукотворный интеллект у нас уже есть. И получил широкое распространение в среде высокосидящих депутатов, всяческих сенаторов и иных представителей государевой власти. Судя по их поведению и высказываниям. Не по-людски они себя ведут, явно не по-людски.

Вот только с написанием программы, похоже, вышел косяк. Или вирус закрался. Первое правило робототехники, выведенное Айзеком Азимовым, гласит, что робот не может навредить человеку. А наши обладатели «искусственного интеллекта» только этим и занимаются. Хотя на зеркало пенять не приходится: каков создатель — таков и интеллект. Хоть искусственный, хоть естественный.

Или я неправ?

 

 

Recommended for you
Монастырный Николай
Всё по плану

(далее…)