Home » Колонки » Неформатное чтиво » От Захарова до Жарова
Монастырный Николай

От Захарова до Жарова

Николай МОНАСТЫРНЫЙ

Умер Марк Захаров. Вот жил человек, работал, творил, строил планы — и не стало человека. Хотя Захаров был не просто человеком. Человечище. Интеллектище. Эпоха. Конечно, время — штука безжалостная и равнодушная, но всё же, всё же…

Когда я родился, Марк Анатольевич уже творил. Когда я ходил пешком под стол, он снимал «Обыкновенное чудо». «Тот самый Мюнхгаузен» пришёлся на моё детство, а «Дракон» ознаменовал отрочество. Шли годы. Я уже начал седеть, а он всё ещё присутствовал в нашей жизни. Менялась страна, сменялись генсеки и президенты, а Захаров оставался неизменным. Со своей многозначительной улыбкой и хитрым прищуром умных глаз.

Марк Анатольевич Захаров

Как бы сказал гусекрад Паниковский: «Сразу видно человека из раньшего времени! Таких людей уже нет». Казалось, он будет вечно. Как Брежнев. Или Путин. Но сам стал частью вечности. Частью истории страны, её культуры. А остаться на скрижалях, как известно, можно двумя путями: либо войти в историю, либо попасть в неё. Захаров вошёл. И там останется. Вне зависимости от курса партии и правительства…

А курс партии и правительства, между тем, остаётся неизменным. Известный мастер русского слова Виктор Степанович когда-то ляпнул: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Своеобразное резюме деятельности тогдашнего руководства страны. Сегодня такого уже никто не ляпнет. Ибо делать «как лучше» уже не могут, не умеют и не хотят, а вместо «как всегда» становится только хуже. При любом телодвижении государевой машины.

Я и сам себя нынешнего воспринимаю не как воодушевлённого бойца народно-освободительного ополчения под командованием гражданина Минина и князя Пожарского, а как польского жолнежа, уныло бредущего по лесной чаще вслед за настоящим патриотом и заслуженным скрепоносцем Иваном Сусаниным. Это моё оценочное суждение.

Впрочем, официальный телеящик и прочие государевы глашатаи, неплохо устроившиеся на моей шее, продолжают сеять безосновательный оптимизм и подозрительные восторги по несущественным информационным поводам. А чтобы этих поводов, оптимизма и восторга стало больше, им подкинут бюджетного финансирования. Из моего кармана. Как раз в духе времени.

Так, Минфин планирует в ближайшие три года выделить более 130 млрд. рублей «Первому каналу», «ВГТРК» и телеканалу RT. Это следует из проекта бюджета, который министерство опубликовало для «независимой антикоррупционной экспертизы» и «общественного обсуждения». Кроме вышеперечисленных компаний, средства из бюджета должны получить также телеканал «Звезда», информационные агентства ТАСС и «Россия сегодня».

Мой прозорливый читатель, конечно, в курсе, что все вышеперечисленные так называемые СМИ являются безусловными умом, честь и совестью нашей эпохи. Только их отважные сотрудники-патриоты обладают чистыми руками, горячим сердцем и холодной головой. Дмитрий Киселёв, Владимир Соловьёв, Ирада Зейналова, Андрей Добров сотоварищи несут «живущим в телевизоре» правду, только правду и ничего, кроме правды. От истории про «распятого мальчика» до бесконечных окончательных побед в Сирии. А раз так, да не оскудеет рука дающего, да не отсохнет рука берущего, да не опустеют карманы глаголящего, да не завянут уши внимающего! Аминь.

К слову, пресловутая «цифровизация» телеящика, которая произойдёт на днях, включает в эфирную сетку, кроме бессмысленной развлекаловки, именно вышеперечисленные каналы. Так сказать, «хлеб» от Соловьёва и «зрелища» от «Камеди клаба». Два в одном флаконе. И более ничего. Ржи спокойно, дорогой товарищ!

Впрочем, не только цементированием телевизора увлечена государева мысль. На Урале начались испытания по «суверинизации» российского сегмента интернета. Отечественный «файервол» должен стать стеной на пути проникновения в неокрепшие умы пользователей Рунета всякой вредоносной информации, подрывающей основы нашей стабильности, духовности и процветания. А для такого важного дела все средства хороши: от дубинок Росгвардии до карманного интернета.

Глава(рь) Роскомнадзора Александр Жаров, активно лоббирующий идею сетевой «суверинизации», считает, что никакая блокировка не сможет уничтожить находящуюся в Сети запрещённую информацию, однако государству вполне по силам максимально затруднить случайный доступ к ней тех, кто не ищет её целенаправленно. В этом и состоит основная задача Роскомнадзора как регулятора.

При этом сравнения с китайским «Золотым щитом» роскомнадзиратель считает поверхностными. Мол, в России реализуется в корне иной принцип развития — не создание стены от внешнего мира, а точечные блокировки источников социально-опасного контента.

Стесняюсь спросить, а что же это за контент такой — социально-опасный? Распространение суицидальных настроений среди подростков? Инструкция по изготовлению бомбы? Критика пенсионной реформы? Хула в адрес членов партии и правительства? Или распространение идей демократии, соблюдения прав человека, свободы слова и прочих несущественных общечеловеческих ценностей?

В любом случае, уральские испытания «интернет-блокировщиков» ненавязчиво намекают, что роскомнадзиратели планируют по первому сигналу отрубить Россию от заграничных серверов. С которых, якобы, к нам и поступает вредоносная информация с социально-опасным контентом. Долой социальные сети, инстаграмы и прочие ютубы! Даёшь «цифровизацию» всей страны и Соловьёва высокого разрешения в каждый дом! Ура!

А я тут подумал, так ли вредна идея ограниченного интернета? Посуди сам, мой прозорливый читатель. В сети будет то же, что и в телевизоре. Во-первых, никакого негатива, сплошной оптимизм. Самолёты не падают, склады боеприпасов не взрываются, леса не горят, ракеты стартуют в космос строго по расписанию, ВВП страны, доходы населения и пенсионный возраст устремляются в бесконечность, и Путин — такой молодой, и вечный прогресс впереди!

Во-вторых, наступит долгожданная социальная стабильность. Как в старые добрые времена. Вместо интернета муж читает газетку «Правда», жена — журнал «Работница», дети — «Как закалялась сталь» и прочую внеклассную литературу по списку Мединского. Школьники, наконец-то, научатся писать по-русски грамотно! А студенты, не отягощённые импортными идеологическими веяниями, плавно вольются в 25-миллионный отряд тружеников на высокотехнологичных рабочих местах. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт. И никакого социально-опасного контента, никаких несогласных, никаких протестов.

Впрочем, я, пожалуй, погорячился. Не учёл молодёжный фактор. Если мне интернет и всякие гаджеты служат лишь подспорьем в работе, и я смогу обойтись и без них, то подрастающее поколение в интернете живёт. И по-другому не умеет, ибо не обучено. Ну, не ставилось такой задачи. А к чему может привести лишение молодых россиян привычной среды обитания, и попытка выпихнуть их в реальную жизнь, то товарищ Жаров, видимо, не прогнозирует.

Как бы там ни было, информационное поле внутри страны цементируется «цифровизацией», на его границах строится великая российская интернет-стена для добровольного интеллектуального заточения, общество следует тернистым путём Ивана Сусанина, а отвечать за всё происходящее придётся, похоже, Пушкину. Разве нет? Больше-то некому.

Или я неправ?

 

Recommended for you
Монастырный Николай
Всё по плану

(далее…)