Home » Колонки » Неформатное чтиво » Окаянные дни
Монастырный Николай

Окаянные дни

Николай МОНАСТЫРНЫЙ                               

Нет в жизни ничего милей пещеры сумрачной моей…

Хотел начать очередную колонку чем-то патетическим. Типа высказыванием вечно актуального Салтыкова нашего Щедрина. Да призадумался. Михаил Евграфович был популярен у тогдашних «высоколобых интеллектуалов», грезивших о «счастье  народном», совершенно не зная этого народа.

Сам же тогдашний глубинный народ Салтыкова-Щедрина не читал, но осуждал, верил в доброго царя и не устраивал несанкционированных митингов. То есть, та и нынешняя ситуации в России, как-бы, похожи, но имеют существенное различие. Ибо на общественно-политической сцене внезапно появился непонятный для власти «поверхностный» народ с «пониженной государственной ответственностью».

Власти же, готовящиеся к минувшей войне, ответили этому народу соответственно. И по-салтыковски, и по-щедрински. Чтобы один наш мужик продолжал кормить двух генералов (двух депутатов, двух министров, двух чиновников — далее по списку) и не выказывал по этому поводу никакого неудовольствия. Отныне, и присно, и во веки веков.

Говорят, что с возрастом воспоминания становятся длиннее, а мечты короче. Финиш жизни старика приближается стремительным домкратом, поэтому время и место её старта кажутся такими милыми, светлыми, честными и справедливыми, что расстаться с этими воспоминаниями просто нет сил. Продлись, продлись, очарованье ушедшей юности моей!

И старость начинает молодиться. Бабушки делают молодёжные стрижки, натягивают топики и рваные джинсы. Дедушки надевают высокие кроссовки, обтягивающие штанишки и майку-хулиганку. Пытаются изъясняться на молодёжном арго, слабо его понимая. Как говорил в своей миниатюре сатирик всея СССР Аркадий Исаакович, «я сам был огонь, щас потух немного, но дым ещё идёт иногда».

К счастью, подобные попытки стариков вернуться в прошлое выглядят невинно и забавно. Если это, конечно, частный случай. Гораздо опасней, когда прошлое мечтает воссоздать государственный муж. Да ещё по своим лекалам — «времён Очаковских, и покоренья Крыма». Хотя скрепы и традиции — это хорошо, но для работы электронный калькулятор гораздо сподручнее счётов. Но нашему царству-государству счёты, конторка и табель о рангах гораздо милее, чем все современные достижения и гаджеты, вместе взятые.

Вот и Дмитрий Анатольевич, внезапно выйдя из сумрака, заявил о возможности отключения западного сегмента интернета и создании суверенной внутрироссийской сети — без тлетворного влияния наших иностранных партнёров. Видимо, по китайской модели.

Правда, Китай — не Россия. Это целый мир, направленный внутрь, а не вовне. Китай самодостаточен и реально независим от внешних условий. Во всём. Китайцам даже импортозамещение не требуется — у них всё своё. А что своего есть у нас? Что в великой России создано руками и головой её граждан? Нефть, газ, лес и фамилии из списка Forbes не предлагать!

То-то и оно. Да и мечты о суверенном интернете — не новость. В далёком 2014 году сенатор Совета Федерации Максим Кавджарадзе уже озвучивал мыслю о создании в России собственного интернета, закрытого для стран Евросоюза и США.

«Нам надо подумать над тем, чтобы создать свою собственную внутрироссийскую информационную систему, чтобы уйти из-под крыла США, иначе будут продолжаться утечки информации, — предлагал мыслитель Кавджарадзе. — Все сейчас стали в социальных сетях сидеть и рассказывать, где они были и куда ходят. А ведь кто-то на серверах копит эту информацию».

А назвать новую информационную систему сенатор предложил «Чебурашкой»: «Поскольку «Чебурашки» ни у кого нет». Железная логика, новаторское мышление. А Дмитрий Анатольевич — плагиатор. В отличие от белорусского батьки Лукашенко, который на днях подкинул нашим руководящим и направляющим органам замечательную идею.

Так, в ходе своего выступления на VI Всебелорусском народном собрании согласных, президент Белоруссии призвал своих подотчётных граждан отказаться от смартфонов и перейти… на кнопочные телефоны. Бинго! По словам «пересидента» соседней страны, в иностранных гаджетах присутствуют вражеские лазутчики.

Отличная идея для строительства прошлого в будущем. Если, конечно, её развить должным образом. К примеру, отменить кнопочные телефоны и возвратить телефонные будки. А дисковые домашние телефоны устанавливать исключительно в порядке очереди и исключительно проверенным и благонадёжным гражданам. Так сказать, во избежание.

Впрочем, кнопочные телефоны — это мелочь, наши руководящие пацаны-геронтократы предпочитают играть по-крупному. Вот народный комиссар иностранных дел Лавров (раз появилось министерство народного просвещения, почему бы не возродить заодно и наркоматы?) прекрасно понимает, что всё зло, творящееся в наших пенатах, идёт из-за границы. И марши несогласных финансируются Госдепом, и лидеры протеста — агенты западного влияния, и Алексей Навальный — шпион, пришедший с холода.

А раз так, то нарком Лавров не исключил разрыва отношений между Россией и ЕС. Он сказал, что этому могут способствовать некоторые действия Брюсселя. То есть, введение персональных санкций против ряда российских чиновников и «кремлёвских» бизнесменов за нарушение прав российского человека. Правда, в чём будет заключаться такой разрыв, министр не уточнил. И правильно сделал. Потому как многочисленным патриотам, владеющим в Европе виллами, виноградниками и яхтами, вряд ли захочется переезжать в дружественный Китай.

Но вектор задан. Из окна, прорубленного Петром, стало сильно сквозить. Непорядок. И старость — не радость: то кости ломит, то хвост отваливается. И ненавистное будущее всё ближе. И горизонт планирования с годами сужается, как шагреневая кожа. Стало быть, бей своих, чтобы чужие боялись. Иного выхода нет. Окаянные дни.

Вспомнились репортажи советского телевидения полувековой давности о маршах реваншистов в Западной Германии. Бывшие солдаты вермахта, лётчики люфтваффе, участники зондеркоманд и военной полиции в возрасте 50+ (предпенсионеры и пенсионеры) шествовали по улицам германских городов с флагами своих подразделений и требовали пересмотреть итоги Второй Мировой.

Они очень не хотели жить в демократической стране, мечтали вернуть великую Германию и показать всему миру немецкую кузькину мать. И у них было немало сочувствующих. Этих реваншистов советские теле-пропагандисты именовали «вечно вчерашними».

Естественно, «вечно вчерашние» сошли с германской исторической сцены, оставив о себе отнюдь не лучшие воспоминания. И немалую роль в устранении реваншизма сыграла молодёжь — дети бывших германских солдат и бюргеров, которым было стыдно за своих отцов. Молчавших или одобрявших нацизм. Молодёжь голосовала за свободу и демократию. И победила. Потому что «вечно вчерашним» нет места в будущем. В любой стране, в любом обществе.

Или я неправ?

 

 

Recommended for you
Монастырный Николай
Всё по плану

(далее…)