Home » Колонки » Неформатное чтиво » Чтоб не пил, не курил…
Монастырный Николай

Чтоб не пил, не курил…

Николай МОНАСТЫРНЫЙ

Вот для чего предназначена любая власть, выбираемая народом? Всякие там президенты, депутаты и назначаемые ими всевозможные министры. Для улучшения жизни своих избирателей, для повышения её качества. Так, по идее, должно быть. В нормальной стране. Но в нашем царстве-государстве забота властей о подотчётном электорате носит свой, исключительный, суверенный характер…

Помнит ли мой уважаемый читатель не столь отдалённые времена, когда на довольно непродолжительный срок основной заботой тогдашней власти стало оздоровление тогдашнего общества — в виде борьбы за трезвость? Основными приметами этой борьбы стали вырубки виноградников и безалкогольные комсомольско-молодёжные свадьбы, активно освещаемые в журнальчике «Трезвость и культура».

Ты помнишь, как всё начиналось... 1987 год.

Ты помнишь, как всё начиналось… 1987 год.

Несмотря на активную антиалкогольную пропаганду, повсеместную рекламу ЗОЖ и регулярные репортажи о трезвых молодожёнах-комсомольцах государственная кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом в  поздне-советском обществе привела  лишь к взрыву самогоноварения. И довольно быстро схлопнулась. Оставшись в истории напоминанием о том, что благими намерениями мостится только дорога в ад. Если эти намерения не продуманы, не подготовлены и не просчитаны.

Забавно, но именно в таком ключе предпочитает работать и нынешняя власть, значительная часть которой вышла именно из времён перестройки, «сухого» закона, гласности, ускорения и госприёмки. Времена меняются, а грабли остаются прежними. Что, в свою очередь, наводит на мысль о морально-деловых качествах «слуг народа». Поскольку с их количеством всё в порядке. Как и с количеством новаций, генерируемых этими «слугами».

К примеру, Минздрав родил идею, поражающую своей новизной — бороться с пьянством на рабочем месте. Посредством тестирования сотрудников. И даже разработал соответствующие рекомендации для работодателей. При этом отмечается, что проверки с помощью алкотестеров можно организовывать не только при подозрении на опьянение, но и внезапно — в качестве профилактики. Чтобы другим неповадно было.

По мнению изобретательных здравоохранителей, подобная мера позволит сократить количество несчастных случаев на производстве и повысит производительность труда. А ещё одной действенной профилактической мерой, по мнению Минздрава, могут стать… безалкогольные корпоративные мероприятия. Опаньки! Воистину, новое — это хорошо забытое старое. Типа граблей.

Что тут скажешь? Во-первых, ни один здравомыслящий работодатель не будет держать рядом записного пьяницу. Если, конечно, этот пьяница не гений и приносит больше пользы, чем вреда. Во-вторых, обычный человек, как правило, выпивает. По случаю, на радостях. А регулярно пить начинает с горя или в результате неразрешимых проблем, будь то неурядицы семейные, производственные или общественно-политические.

Между тем, неприятностей у среднего суверенного россиянина нынче гораздо больше, чем поводов для оптимизма. Соответственно, больше предпосылок «решать» проблемы только при помощи зелёного змия, если по-другому просто запрещено. Тут уж не до ЗОЖ. Необходимо менять сами условия жизни общества и человека, делать бытие осознанным и перспективным. В противном случае росту промышленности, ВВП и прочих государевых «ништяков» ничто не поможет. Ни алкотестеры, ни трезвые корпоративы. Аминь.

Впрочем, на неделе всё тот же Минздрав генерировал ещё одну новацию, направленную на якобы оздоровление трудоспособного населения. На сей раз неугомонные здравоохранители предложили работодателям ввести штрафы за… перекуры на работе. Ай, молодца! Ай, красавцы!

Соответствующее предложение содержится в корпоративной модельной программе «Укрепление общественного здоровья». Ведомство рекомендовало бизнесменам самим определить размер штрафов за курение и бонусов за отказ от табака.

Я, конечно, понимаю, что куренье — вред, куренье — яд. Но совершенно не понимаю, почему опять эти «глубокомысленные» измышления Минздрава направлены на ограничение прав взрослых людей, которые в состоянии сами решать, травиться им или нет. В то время как представители пубертатного поколения без зазрения совести дымят на школьных переменах и в общественных местах. Несмотря на бравые отчёты Минздрава о якобы снижении табакизма в обществе. И молодёжного пьянства до кучи. Я вот никакого снижения не наблюдаю. Скорее, наоборот.

А что до штрафов за перекуры, то глава общероссийского движения за права курильщиков Андрей Лоскутов убеждён, что курение никак не влияет на производительность труда. Я полностью с ним согласен. К слову, по мнению Лоскутова, на курильщиков гораздо эффективнее повлияли бы не штрафы, а поощрение за отказ от вредной привычки. Но это уже из области фантастики, ибо обирать нас разнообразными штрафами и налогами государству сподручнее, нежели выделять деньги на реально полезные начинания.

Кстати, о подрастающем поколении. Мыслители из Министерства просвещения и Рособрнадзора подумывают о запрещении (о чём же ещё?) пользования мобильными телефонами в школах. Мыслители предполагают, что это положительно скажется на детях, их здоровье (куда же без него?) и учебном процессе. И тут я совершенно согласен с мыслителями.

Во времена своего босоногого детства мы на уроках слушали учителя, а на переменах оказывали знаки внимания одноклассницам. Получение знаний и социализация — в одном флаконе. Нынешняя «школота», живущая в гаджетах, как старики в телевизоре, в массе своей, ни знаниями не блещет, ни нормально общаться не может. Да и не считает это нужным, если можно тупо «постить» и «лайкать».

Так что ограничение школяров в пользовании мобильниками хотя бы на время — дело полезное. Но я бы посоветовал мыслителям из Минпросвета пойти дальше и вообще запретить детям мобильники и интернет хотя бы до окончания школы. Пущай учатся, читают бумажные книги, занимаются спортом, участвуют в олимпиадах. Собирают металлолом и макулатуру, на худой конец. Как в старые добрые времена. Глядишь, что-то путное из них к выпуску и получится.

Правда, тут есть небольшая закавыка. Если лишить алкоголика бутылки, а наркомана дозы, последствия могут быть непредсказуемы. Современная молодёжь — «гаджетовые» наркоманы, живущие в виртуальном мире. И если их насильно переселить в объективную реальность, которую они игнорируют, то протесты оппозиции на Болотной площади покажутся властям явлением несущественным. Но это уже другая история.

Всероссийскому земскому доктору и писателю Антону Павловичу приписывают фразу: «Если человек не пьет и не курит, то поневоле задумываешься — а не сволочь ли он?» Сказано это было давно, времена многократно изменились, но высказывание «людоведа и душелюба», по всей видимости, актуальность не потеряло.

Или я неправ?

 

Recommended for you
Монастырный Николай
Всё по плану

(далее…)