Пятисотый, промежуточный…
Николай МОНАСТЫРНЫЙ
Итак, на днях скончался видный деятель «околорабочего» движения и бессменный лидер «околонародной» и самой либерально-демократической из всех либерально-демократических партий Владимир Вольфович. В очередной раз. Ибо информация о его смерти поступала неоднократно — и из разных источников.
Говорят, причиной безвременной кончины партийного вождя стал коронавирус, решительно усугубивший уже имевшиеся проблемы со здоровьем. Также говорят, что Владимир Вольфович прививался от заразы неоднократно, регулярно и различными вакцинами. А ещё говорят, что непривычно спокойного Владимира Вольфовича на церемонии прощания посетил с дружеским визитом дорогой Владимир Владимирович. Хотя мой просвещённый читатель в курсе, что даже со своими проверенными «рыцарями длинного стола» последний встречается исключительно после их двухнедельного воздержания в стерилизаторе. Видимо, покойный прошёл подобную процедуру.
Но об этом не говорят. Как не говорят о событии, не имеющем отношения к общероссийской информационной повестке, но хотелось бы думать, что значимом на местном уровне. По крайней мере, для некоторой части жителей Гатчинского района. И части далеко не худшей. Я имею ввиду тот факт, что в свет вышел пятисотый номер нашей газетки «Уездные Вести»! Уже пятисотый, ёшкин кот! Вышел без помпы, оваций и дежурных славословий. Вышел обыденно. Но главное, что вообще вышел.
Юбилеи человека, парохода или какой-нибудь компании принято фиксировать по годам. К примеру, по годам жизни. Или по годам профессиональной деятельности. Или по годам со дня основания. Это логично. И в полной мере относится к редакциям СМИ. Вот уважаемая, читаемая и почитаемая газета The New York Times выходит в свет более ста пятидесяти лет. При любой власти, любых президентах и любых текущих моментах она придерживается своей редакционной политики и гнёт свою линию.
Но жизнь человека движется без перекуров, перерывов и остановок. В отличие от жизнедеятельности средства массовой информации — или дезинформации. Это средство может быть закрыто. Может обанкротиться. Может поменять собственника и редакционную политику. Может сменить название и начать новый отсчёт своего существования. Поэтому главным в деятельности СМИ является не оно само, как таковое, а продукция, которую оно выпускает. Востребованность этой продукции потребителем, её качество и насущность. Будь то НТВ, «Известия», «Гатчинская правда» или «Уездные Вести». И каждый выбирает СМИ по себе. Именно возможность выбора, разнообразие взглядов и устремлений способствуют тому, чтобы на общественном поле расцвели все цветы, создавая цельную картину цельной формации. Или нации. Или народа.
Наша редакция выпустила пятисотый номер «Уездных Вестей». Это пятьсот недель головной боли, редких успехов и постоянных проблем. Мы начинали при президентстве Дмитрия Анатольевича, который тешился новомодными гаджетами, вкушал биг-мак с Бараком Обамой и утверждал, что свобода лучше, чем не свобода. Мы ему поверили. Поверили в потенциальные изменения и перспективы. Поверили в то, что и у нас возможно появление своей The Gatchina Times. Настоящей газеты с молодыми неравнодушными журналистами, существующей не за счёт бюджетных вливаний, а токмо благодаря поддержке читателей. Не срослось. А все последующие события наглядно демонстрировали, что мы появились не в то время и не в том месте.
Навскидку и не вспомнишь, сколько геморроя нам пришлось пережить. Вот, к примеру, летом 2014 года нашу редакцию посетил один из заместителей главы районной администрации со товарищи — и реквизировал весь тираж газеты. Причина? А мы вынесли на суд читателей материал криминального характера «Дело было в Заборье», затрагивающий семейство уважаемого депутата районного Совета. А это, как понимает мой прозорливый читатель, прямой «подрыв устоев» и «очернительство власти». Особливо на фоне тогдашней общероссийской эйфории от возвращения Крыма «в родную гавань».
Другой заместитель главы администрации регулярно матерно топал ногами на нашего продюсера Сергея Ковачева и рекомендовал ему… избавиться от меня. Обещая после этого различные ништяки для редакции.
А ещё был помощник главы администрации, который проявлял регулярную заботу о морально-политическом состоянии подотчётного районного электората и строчил «в область» докладные записки о неблагонадёжности нашей газеты.
Все наши попытки получить хоть какую-нибудь субсидию или выиграть хоть какой-нибудь областной грант на осуществление наших проектов заканчивались — и заканчиваются — одинаково. Ничем. Хотя проекты были интересные. Это и вкладка «ИнфорМЫ» — совместная со Школой третьего возраста, и молодёжная газета «АкселератOR» и экологический выпуск «Уездных вестей». Вот и в этом году из двадцати семи СМИ Ленобласти, запросивших субсидию, финансовое вспомоществование получили двадцать шесть. Не получила денег одна газета. Какая? Всё правильно.
А ещё на нашу редакцию подавали в суд. За прошлогодний материал «Красный свет для автошколы», поднявший проблемы районного ДОСААФ в разрезе деятельности его областного руководства. Иск нам вчинили, естественно, за «очернение» светлого образа этого руководства и «подрыв» его деловой репутации. Но мы — профессионалы своего дела, фейками и подтасовками фактов не занимаемся, поэтому суд встал на нашу сторону. Хотя кровушки и нервов было потрачено изрядно. Не говоря уже о том, что нашему главному редактору Алёне Рыбаковой время от времени поступали анонимные телефонные звонки с «настоятельными рекомендациями».
Впрочем, были и хорошие, светлые моменты. Наша газета регулярно побеждала в профессиональных смотрах — становилась лауреатом, номинантом или дипломантом. Это конкурсы, проводимые и Союзом журналистов России, и региональное «Золотое перо», и общероссийский «Правда и справедливость». У нашей газеты есть главная награда печатных СМИ «Искра». Это как «ТЭФИ» у телевизионщиков. А оценка коллег дорогого стоит. Как и мнение наших читателей, далеко не всегда лицеприятное, но не менее важное.
К слову, упоминавшийся выше материал «Дело было в Заборье», который не увидели читатели, стал номинантом на журналистскую премию «Золотое перо» в том же 2014 году. Зато в районных конкурсах СМИ выше третьего места нам прыгнуть так и не удалось. C’est la vie.
Но были за эти 10 лет (именно столько понадобилось чтобы вышли 500 номеров) десятки людей, которые верили в нас и поддерживали, как морально, так и материально. Среди них есть, между прочим, и чиновники, и депутаты, но больше, всё же, «простых смертных», к коим мы и себя относим.
Так что в нашей истории есть и благодаря, и вопреки. Мы говорим спасибо тем, кто нас любит и читает, и тем, кто не любит, но читает. Это стимулирует и позволяет двигаться вперёд.
У юбиляров обычно интересуются планами на жизнь. Человеку их сформулировать проще, ибо планы, по большей части, от человека и зависят. Планы любого СМИ зависят от многих причин. Особенно в обстановке суверенной стабильности. Поэтому для нас главный план — это, пожалуй, выжить. И сохранить бодрость духа, грацию в выборе тем и пластику в изложения мыслей. Хотя это не план, а повседневность. Но от этого количество задумок меньше не становится.
Да уж, пятисотый номер — это вам не ёж чихнул. Поэтому будем надеяться на лучшее, а этот пятисотый пусть не станет ни последним, ни крайним, а останется обычным промежуточным. Как просто дата — между прошлым и будущим. А я предложу последовать словам Булата Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Хоть человеку, хоть газете.
Или я неправ?