Home » Колонки » HOMO FABER » Разговор у новогодней ёлки
Наталья Ламонт

Разговор у новогодней ёлки

Наталья  ЛАМОНТ, искусствовед

Персональная выставка члена коллектива квилт-студии «Гатчина» Евгении Бочиной «Размышления в Новогоднюю ночь» открывается в пору, когда нас переполняют воспоминания, раздумья о том, что было, и что будет. Лоскутное шитье — один из немногих видов искусства, который так наглядно и, в прямом смысле близко к человеку, преподносит связь времён. 

Евгения Бочина

Евгения Бочина

 Традиции народного лоскутного шитья в России стали складываться в XIX веке, что было связано с широким распространением в городской и крестьянской среде легких цветных тканей фабричного производства. Так что это искусство сравнительно молодо, если брать сферу традиционных видов ДПИ. Изделия из такого шитья — одеяла, покрывала, коврики — стали непременным элементом русской жизни, причём каждый регион был отмечен своим неповторимым стилем в подборе цвета, рисунка и форм.

Но сами узоры, знакомые всем, чьё детство так или иначе соприкоснулось с бабушкиным бытом, имеют древнюю историю. Собственно, такие милые нашему сердцу лоскутные одеяла и покрывала представляют собой гармоничные и композиционно, и по цвету полотна с текстами, несущими многовековую мудрость нашего народа. Эти послания, написанные языком, возникшим в эпоху палеолита, из органических, естественных, физических ощущений человека, мы сейчас читаем на уровне подсознания, воспринимая их смысл без перевода в глубине своей души. Потому и радуется сердце, глядя на эти милые предметы прошлого быта и уклада, согретые теплом рук, гладивших и сшивавших их.

Фрагмент экспозиции

Фрагмент экспозиции

Сейчас произведения лоскутного шитья показывают на выставках, как картины. Они действительно достойны выставочного пространства. Но не хочется относиться к ним только как к экспонатам: развесил, а потом убрал в запасник до лучших времен. Ведь составляющие элементы любой традиционной лоскутной композиции всегда жили вместе с человеком, соприкасаясь с ним, оберегая его, настраивая, гармонизируя его жизнь.

Например, квадрат — одна из самых распространенных фигур шитья, являлся основой орнаментального декора многих древних культур. Зачастую он обозначал кусок пахотной земли, являясь ключевым знаком земледельческого культа. Квадрат, заполненный внутри точками или линиями, у славянских племён был символом засеянного поля. С его формой тесно связана фигура колодца, по сути аналогичного венцу сруба крестьянской избы.

Метелица. Фрагмент

Метелица. Фрагмент

Круг, выражающий идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства, был также соединён с суточным годовым движением. Крест нередко выступал как модель человека, антропоморфного божества, а также как геометризированный вариант мирового древа. Многочисленные зигзаги означали течение воды, времени. Равносторонние треугольники — символы равновесия и созвучия, один из самых узнаваемых знаков Богини-Матери. И, несомненно, во многом определяющая фигура для нашего региона — восьмиконечная звезда (октаграмма) — знак возрождения и путеводности, символ славы и света.

Наталья Юрьевна Косьянковская, руководитель студии, учит лоскутниц пониманию и умению работать с традиционными формами русского орнамента. Начиная с элементарных композиционных построений на бумаге, они постепенно переходят к всё более сложным вариациям с тканью, подбирая фактуры, цвет, рисунок. Её ученица Евгения Борисовна Бочина — одна из тех, кто языком древних орнаментальных форм воплощает видение мира человеком XXI века.

Её одеяла, представленные на выставке, созданы на основе комбинаций из квадратов. Начиная с более простых сочетаний («Метелица», 2017), она усложняет в дальнейшем основной рисунок, создавая из этих форм равносторонние кресты и вписывая их в клетки («Новогодняя сказка», 2018), или обыгрывая форму «колодцев» («Рождественский подарок», 2019). Одновременно идёт работа с фактурами и цветом, придающими произведениям пространственную и смысловую глубину, эмоциональную окраску.

Композиции её одеял, собранные из самых что ни на есть статичных фигур, на самом деле динамичны. В хаотичном, казалось бы, мерцании контрастных по цвету (создающему обманчивую асимметрию) лоскутов угадывается стилизованная форма галактической спирали («Метелица»), а в «Рождественском подарке», выполненном, в основном, тканями разных оттенков красного цвета с вкраплениями нежных чистых голубого, серого, зеленоватого чувствуется пульсация живой души.

Проникнуты идеей глубокой любви к своей земле, дому и её сюжетные панно «Вечерний Суздаль» (2013), «Ты — моя деревня, ты — моя любовь» (2012), где формы лоскутов уже подобраны свободно, а в настроении ощущается нотка лёгкой грусти и ностальгии современного человека по уюту и незыблемости старого уклада.

Вечерний Суздаль

Вечерний Суздаль

О важности сохранения традиций в современном лоскутном шитье мы рассуждали с известным художником и педагогом, членом Союза дизайнеров России и Санкт-Петербурга Н. Ю. Косьянковской, пока шла развеска работ Евгении Бочиной в выставочном зале Центральной городской библиотеки имени А.И. Куприна.

Н.К.: Евгения Борисовна Бочина — инженер, работает в ПИЯФе, лоскутным шитьём начала заниматься в нашей студии «Гатчина» в 2010 году. У нас есть при студии двухгодичные курсы, где она прошла азы традиционной техники лоскутного шитья. А потом Евгения осталась работать творчески в студии. Она — активный участник всех выставок, фестивалей, дипломант и лауреат многих конкурсов. Представленная выставка — первая персональная в родном городе. Студия «Гатчина» обычно выступала коллективно.

Н.Л.: Наталья Юрьевна, когда вы работаете со своими учениками, эти орнаменты вы берёте из своего знания, опыта, или используете определённые образцы?

Н.К.: Мы пользуемся литературой. У нас нет книг по орнаменту именно по лоскутному шитью. Но как раз недавно вышла книга научного сотрудника Российского этнографического музея Елены Колчиной[1], которая занималась лоскутным шитьём народов России и, в частности, русским шитьем, и на основе коллекции РЭМ она написала книгу об истории этого вида искусства у нас в стране. Это — первая книга, которая вышла у нас по отечественному лоскутному шитью. Нет искусствоведов, которые бы работали в этой области. Никто об этом не писал. И мы используем литературу по другим видам русского народного искусства — кружеву, резьбе, вышивке.

Н.Л.: То есть, фактически документальный материал — фотографии конкретных памятников народного искусства?

Ты моя деревня, ты моя любовь

Ты моя деревня, ты моя любовь

Н.К.: Да, мы используем наши национальные орнаменты, и у нас есть хорошие исследования этих орнаментов, особенно в вышивке. Там всё разобрано: какие орнаменты к каким группам относятся, откуда они произошли, их названия и т.д. И эти орнаменты мы творчески перерабатываем и приносим в лоскутное шитьё. Сейчас мы готовим проект на тему использования народных традиций в современном арт-квилте. То есть не то, что мы одеяло шьём в народных традициях, а мы в картине, панно используем народные орнаменты.

Н.Л.: Создаёте панно языком традиционного русского орнамента…

Н.К.: Правильно вы сказали — языком традиционного орнамента. Мы готовим новый проект. Проекты создают цельность экспозиции. Сейчас мы стали работать, используя традиционное искусство не только в геометрических квилтах, но и в произведениях сюжетных. Для того, чтобы показать, что мы не потеряли своё лицо, что у России свои корни, свои традиции.

Н.Л.: Но всё равно, когда к вам только приходят люди, на первых шагах обучения вы начинаете с орнаментов. То есть, понимание пространства исходит из орнамента: сначала выучи этот алфавит, сформируй себя, как художника на определенных традициях, а потом приступай к сюжету, рассказу.

Н.К.: Потому что начинать с сюжета очень сложно, даже просто невозможно. Поэтому мы начинаем шитьё с самых простых шагов: сначала как сшивали наши бабушки — просто лоскутики берем, чтобы понять технику, как расположить фрагменты ткани, определить их позицию. Потом мы, естественно, берём технологии евро-квилта, потому что мы не можем без этого. Но — только технологии: швейная машинка, нитки, приспособления, которые облегчают труд. Но композиция, цвет, идея — свои.

Проект Красной нитью

Проект Красной нитью

Н.Л.: Проект «Красной нитью», две работы из которого представлены на выставке Евгении Бочиной, как раз то, о чём вы говорили?

Н.К.: Там всего шестнадцать работ. Мы выстраивали их в линию. Почему эта идея проекта возникла? Потому что к нам пришли на курсы новенькие, они ещё шить не умели. Они из квадратиков набрали блоки русские национальные, выполненные из красных тканей, и эти блоки лабиринтом через всё пространство протянули. А фон — растяжка цветовая: от чёрного до белого, через все цвета. И мы написали, что красной нитью через всё лоскутное шитье проходит тема русского национального орнамента. Это была идея проекта. И мы Гран-при получили в Москве на международном фестивале за этот проект.

P.S. Язык геометрического орнамента, условный, и в то же время невероятно богатый смыслами был понятен нашим мудрым и не обученным грамоте предкам. И он же во многом определял национальную, культурную идентичность человека. Этим языком издревле пользовались, когда расписывали керамику, расшивали рубашки, полотенца (на разные случаи жизни), скатерти, бельё, украшали дома…

Можем ли мы сейчас смело говорить о своей определённой идентичности, не зная толком родной культуры, её истинных истоков? Этническое самоотречение — дело не хитрое, ломать — не строить… Мастера из квилт-студии «Гатчина» своими руками на деле воплощают то, о чём многие только говорят — сохраняют русскую традицию в культуре и делают её современной, выводя лоскутное шитье на уровень истинного искусства. Для нас.

————————————————————————————————————————————

[1] Е. Колчина. Лоскутное шитье: история и традиции. Издательство Бослен, 2019. Источник: https://www.perunica.ru/tradicii/10174-loskutnoe-shite-istorija-i-tradicii.html

 

More 12 posts in HOMO FABER
Recommended for you
Наталья Ламонт - аватарка
Владимир Марков. Вариации на тему

(далее…)