Home » Колонки » Дневник провинциала » В глуши. Предисловие
Матфей ЗАДНИПРЯНЫЙ

В глуши. Предисловие

Матфей ЗАДНИПРЯНЫЙ

Уличная толкотня и рабочая рутина так достали, что хочется всё бросить и уехать куда-нибудь далеко и надолго? Ну, а когда в мае зацветает сирень, и солнце шпарит почти как летом, жить в бетонно-кирпичной клетке кажется почти противоестественным. Владимир Бенедиктов, поэт 19 века, даже посвятил этому явлению стихотворение. Вот несколько строк:

Все едут: я один, опальный сын земли, 

Жить должен в городе, томясь в сухой пыли, 

Средь раскалённых плит и толстых стен кирпичных, 

Понурив голову над грудой дел обычных!

Но и тогда держит нас с вами, мой читатель, сеть из множества мельчайших привычек, опутавшая наши крылышки, не дающая упорхнуть подальше от каменных стен. Есть и те, кто так полюбили и свой город, и свою улицу, и свою фатеру, что никуда ехать и не помышляют. Но эта любовь не всегда настоящая, частенько её можно объяснить тем, что ехать просто-напросто некуда, как, кстати, и лирическому герою из стихотворения Бенедиктова. Те, кого жизнь не перебрасывала из одной географической точки в другую, не приобрели живого, не теоретического представления о стране. Им не с чем сравнить насиженный угол.

Итак, приглашаю читателя свершить в воображении путешествие этак на пятьсот километров от Гатчины и района в одну из вымирающих деревень Новгородской области.

Полсуток езды в поезде, семичасовое ожидание в задрипанном городишке, а потом час сокрушающей члены и отбивающей внутренности тряски в автобусе, и мы на месте.

Первое знакомство: церковь.

Несомненная достопримечательность в деревне Ч*** — одна, зато какая! Тут, где доживают свой век лишь три бабульки, спивается пожилая пара за пятьдесят, процветает чета питерцев-предпринимателей, да серенько живёт семья молдаван, высится кирпичный храм. Высокий даже по городским меркам – метров двадцать, двадцать пять в высоту (см. на фото). Как это чудо «выросло» на отшибе? Ответ знают краеведы из соседней деревни, расположенной в семи километрах от Ч***. Если вкратце, то до революции 17-го г. здесь кипела жизнь, да и была это не деревня вовсе, а село. Кроме местных сельчан ездили на службы и заказывали требы жители окрестных деревень. Значит и храм не пустовал.

Церковь Василия Великого

Церковь Василия Великого

А теперь, по большому счёту, храм никому не нужен. Правда, приезжают туристы, даже издалека, но и это – благодаря двум активистам, подлатавшим храм за последние лет восемь. Привлекались и спонсоры благодаря личному влиянию священника, приезжающего летом служить в этот храм. Но, вообще говоря, у всей эта деятельности, которой я вполне симпатизирую, по-моему, нет будущего. Когда приезжает служить литургию священник, местные жители редко забегают «на огонёк», из любопытства, как забегали раньше. Приходят те самые активисты, иногда их близкие.

Храм разрушали в 60-е годы прошлого века.  Во всяком случае, на штукатурке одной из стен чем-то острым прочерчена дата: 1964. А над датой запечатлено в веках имя некоего Васи. Но может быть, антирелигиозная пропаганда оставила свой когтистый след на штукатурке не только в 1964-м? Когда была разрушена колокольня? Опять вопрос к деревенским краеведам.

Когда смотришь на этот белокаменный храм, мысли сразу отрешаются от земного. Заботы, склоки, сиюминутные нужды – всё это тонет в безмолвии. От благородного камня веет духом позапрошлого века, когда не было гаджетов, автобусов и машин. Людей было меньше, двигались они медленнее, говорили весомее. Пробыв вблизи храма хотя бы пару часов, ясно ощущаешь эту «медленность», и даже можешь сохранить частичку её в себе, если не расплескаешь по дороге домой, зацепившись с кем-нибудь языками.

 

 

 

Recommended for you
Матфей ЗАДНИПРЯНЫЙ
Спасительные прозрения

(далее…)