Блокировки карт, или Победное шествие цифровизации
Матфей ЗАДНИПРЯНЫЙ
На сегодняшний день проблема блокировок банковских карт стоит очень остро. Заключаю это из СМИ, где появляются всё новые сведения о несправедливости решений Сбербанка по этому вопросу. Страдают ни в чём неповинные люди, малоимущие и даже пенсионеры.
Каждый из нас без предварительного звонка из банка может обнаружить, что снять деньги со своего счёта нельзя. Звонят или сообщают о подобном решении из Сбербанка всегда постфактум. Ну, а что если деньги нужны человеку срочно? Что, если те несколько дней, в течение которых человек должен бегать выяснять, почему заблокировали его счёт, он занят срочными делами? Ведь из-за блокировки может, к примеру, сорваться выгодная сделка, может не хватить денег на срочную операцию, или на билет домой из-за рубежа. А ещё нужно учесть, что блокировка счёта – это стресс, подрывающий здоровье. Тот, кто слаб телом и духом, может «заработать» тяжёлую болезнь, получить инфаркта или инсульт. И если кому-то кажется, что я хватил лишку, то уж в отношении пенсионеров – это верно на все сто.
Оказывается, Сбербанк имеет законодательное право блокировать наши счета по одному лишь подозрению: «в конце сентября вступил в силу закон, позволяющий блокировать карты и онлайн-счета из-за сомнительных транзакций», сообщает Mk.ru в статье «Блокировки банковских карт усилились: чего нельзя делать со своими деньгами» от 16.10.2018. То есть, даже извиняться перед вами никто не будет! А сомнительным, как показала жизнь, может стать любое перечисление средств, даже если это всего лишь «несчастная» тысяча рублей – наконец-то отданный долг вашего знакомого. История вопроса уже богата подобными случаями.
Началось всё это, правда, ещё в конце 2016-го, когда российские банки законодательно обязали бороться с мошенническими переводами средств. На стражу выставили технологии искусственного интеллекта: система фрод-мониторинга (Fraud Detection System) позволяет «быстро и с максимальной степенью вероятности распознать мошенника» (Википедия, статья «Антифрод»). По факту, под шквальный огонь системы попала, и продолжает попадать, масса невинных людей.
С другой стороны, без системы этой, вроде как, уже не обойтись: электронное жульё иначе не остановишь. Потому что на подозрительные операции клиентов искусственный интеллект реагирует мгновенно, тогда как человеку на это требуется гораздо больше времени. Но всё-таки, от этой власти блокировать счета веет каким-то морозцем. Не по себе становится.
Расскажу о реальном случае ошибки, то ли банковских специалистов, то ли пресловутой фрод-системы, сам факт наличия которой должен внушить серьёзное сомнение в работе Сбербанка в целом.
В первой половине ноября мне позвонила давняя знакомая Алина*, и сказала, что пару дней назад ей пришла SMS-ка из Сбербанка, информирующая об аресте её банковского счёта, по решению суда. Также сообщался адрес ЖКС №* пригорода N*** Санкт-Петербурга, по инициативе которой, втихаря, как это всегда и делается в подобных случаях, прошёл суд. Какова причина ареста, то есть, в чём, собственно, провинилась Алина – не указывалось.
Пенсионерке Алине эта противная история была совсем некстати. Муж болеет, да и к самой недавно хворь какая-то прицепилась, чтоб её! А разобраться надо, никто за неё этот вопрос решать не будет. И если сейчас же не начать действовать, то пенсия, которая должна придти на карту не сегодня-завтра, тоже улетит в эту, непонятно откуда взявшуюся, чёрную дыру. Ведь по решению суда требуется уплатить аж восемьдесят пять тысяч!
Получив моё согласие на моральную поддержку в этом нелёгком деле борьбы с безликой системой (в подобной ситуации она кажется откровенно враждебной), Алина немного успокоилась. А чтобы действовать эффективнее, представила, что это не её проблема, а чья-то другая, и эмоционально от неё отстранилась. Всем, кто оказались в сложной ситуации, этот нехитрый психологический приём и нервы поможет сберечь, и делу поможет…
И вот мы шагаем по улице городка N***. Стоит тот сумрачный ноябрьский день, когда без часов ни в какую не угадаешь, сколько времени. Подходим к дому, в котором располагается ЖКС №*, поднимаемся на второй этаж. В коридоре снуют суетные женщины и сосредоточенно-молчаливые мужчины. В кабинете сидят, уставившись в мониторы, сотрудники.
Алина заявила о проблеме. Я стал позади, молчу, изучаю, да на ус наматываю. На Алину среагировали двое, а третий, что-то листавший пальцами в айподе, пару раз зорко оглядел меня: что за птица, дескать? Всё-таки – свидетель! Остальные же были так поглощены работой, что будто нас и не заметили.
Сначала юрист, мужчина немногим за тридцать, пытался понять, что собственно не устраивает Алину. Заблокировали, значит – за дело! Часто, наверное, приходят разные несчастненькие, которым нечем платить по долгам, и они пытаются то ли разжалобить, то ли ещё что. Не на тех напали, ребята, говорит выражение его лица. Выражение, присущее каждому закоренелому юристу.
Но узнав, что долгов по недвижимости у Алины нет, стал вникать в дело. Порылся в компьютере, открыл какой-то файл, стал искать фамилию Алины.
– Всё верно. Алина Николаевна Колбова. Долг за электроэнергию. Недавно был суд.
– У меня с собой все квитанции за двадцать лет своевременной оплаты!
– Странно… А нет ли у вас в N*** другой недвижимости?
– Нет.
– Может быть – нежилая?
– Нет!
– Странно, – повторил юрист, и на минуту погрузился в сосредоточенное молчание. Потом, вскинул глаза на Алину, и стал размышлять вслух:
– По документам ФИО совпадает. Но если у вас всё оплачено…
– Да вот, посмотрите, я сейчас покажу все счета…
– Нет, нет, я вам верю, – сказал он, делая отстраняющий жест рукой.
– Но что мне теперь делать? Я – пенсионер, нездорова, занимаюсь сейчас лечением…
– Тут только одно может быть… – раздумчиво произнёс юрист, параллельно набирая номер телефона. Поговорил с кем-то около минуты, и, выяснив дату рождения приговорённой к выплате штрафа Алины Колбовой, спросил:
– Какая у вас дата рождения?
– 07.05.1957 – ответила Алина.
Оказалось, существуют две разные Алины Николаевны Колбовы. Та, вторая, родилась на два года и несколько месяцев раньше, чем моя знакомая. И обе, по странному стечению обстоятельств, имеют недвижимость в небольшом городке N*, и даже являются клиентами той же самой ЖКС №*.
Теперь, когда ошибка была выявлена, нужно было идти в Сбербанк, чтобы там разобрались, и подтвердили факт ошибочности ареста счёта. По дороге к нему мы строили всевозможные гипотезы о том, как могла произойти эта ошибка. Да и ошибка ли? Может, некто, имеющий доступ к базе данных, нажал пару кнопочек и подставил невинную Алину?
Придя в Сбербанк, мы взяли талончик «решить проблему». Четверть часа ожидания, и за столик под №13 уселась отдохнувшая, с подведёнными тушью глазами, служащая банка.
Вскоре мы узнали, что неким таинственным для всех способом, произошло слияние данных анкет двух разных клиентов Сбербанка, носящих одно и тоже ФИО (тёзки в третьей степени, так сказать). В подтверждение своих слов, специалист развернула к Алине монитор, чтобы она сама в этом убедилась. На вопрос, а как, собственно, такое могло произойти, служащая сказла:
– Не могу сказать, будет произведено специальное расследование.
Две Алины Николаевны Колбовы, слившиеся в объятии, ненавистном – для одной, выгодном – для другой. Может, та, другая Алина, как тень из сказки Андерсона, пытается подменить своего хозяина?
Пощёлкав с полминуты на клавиатуре своими ухоженными пальчиками, сотрудница взяла два распечатанные листа и, положив их перед Алиной, сказала:
– Впишите, пожалуйста, свои данные: копию оставьте себе. А здесь, – она указала авторучкой на белый прямоугольник в середине листа, – опишите возникшую ситуацию. Можете предъявить свои претензии.
И, с профессиональной улыбкой, дипломатично прибавила: – По-человечески я вас очень хорошо понимаю.
Алина вписала требование возмещения морального ущерба. Но, увы! Забегая вперёд, скажу, что в SMS-ке, полученной Алиной позднее, Сбербанк отказался от какой-либо компенсации расстроенных нервов своего клиента. Не нашли они на это достаточных оснований! Думаю, подключив юристов, Алина могла бы выбить из банка хоть что-нибудь, но вот окупились бы её энергозатраты, той суммой, которую бы она получила в итоге – большой вопрос.
В общем, сидели мы в банке около часа, и были очень довольны, когда все нужные подписи были, наконец, поставлены, а документы с печатями выданы. Сотрудница пообещала, что проблема будет решена. Так и случилось. Через неделю Алина сообщила мне, что арест снят, а деньги возвращены. Хотя перед этим ей пришлось-таки ещё съездить в N*, и повозиться с бумагами. ..
Сегодня цифровизация в России идёт семимильными шагами, на неё тратятся миллиарды. «Наверху» решили, что она нужна обязательно. Так ли это? Ну, конечно, темп современной жизни, желание успеть оторвать свой кусок пирога, а если можно, то и перегнать другие страны в гонке за материальными ресурсами – это всё понятно. В цифровом мире всё делается быстрее, не знаю во сколько раз, по отношении к физическому. Но вот и опасности для всех вписанных в электронный мир (уже создаются цифровые профили граждан) обратно пропорциональны тем удобствам, которые сулят нам апологеты цифрорая. Почему?
К примеру, случилась авария и отключилась подача электроэнергии, что и происходит периодически в разных регионах нашей необъятной родины, и сразу все блага электронного царства становятся, как минимум, недоступными. Такую картинку из недалёкого будущего легко представить: стоите вы со своим электронным паспортом (уже активно вводят), и с банковской картой перед закрытой «Пятёрочкой», в которой нет света. И ничего не можете купить. Будь у вас наличность (а её отменили), а в магазине счёты со свечами – другое дело. А ведь такая авария может и затянуться неизвестно на сколько.
Современному человеку видится всё в позитивчике, вроде как ориентироваться на негативные варианты развития событий – это дурной тон. Но ведь надо думать в обе стороны, а? Математически, так сказать. То есть, надо уметь предсказывать негативные вероятности, и подстилать соломку там, где может упасть (!) всё население России. То бишь, неплохо бы иметь альтернативный вариант жизнедеятельности, чтобы в случае чего им воспользоваться.
И ещё. Те немногие, кто имеют власть блокировать счета, и вообще делать что-то с нашими цифровыми данными, вряд ли очень хорошие люди, как вы думаете? Нет, наверное, столь наивных читателей, которые считают банкиров и государственных чиновников высокоморальными, почти безгрешными людьми. А ведь именно в их руках будет сконцентрирована власть над всеми сторонами жизни всех жителей России. (В цифропрофиле гражданина будет вся информация о нём, вплоть до биометрии). Кто это – они? Да без разницы! Даже если назвать имена, вполне вероятно, что они – лишь марионетки.
Суть в том, что есть те, у кого сходятся все ниточки. И если заблокируют, например, вам электронный паспорт, то доказать, что вы – это вы, не сможете. И если бумажный паспорт могут изъять силой и только в личном контакте с его владельцем, то вот электронный – взяли и заблокировали за пару секунд неведомые вам люди. И – всё. Без бумажки, одним словом, сами знаете, кто вы. Без паспорта ничего нельзя сделать. Получается, можно будет социально уничтожить человека за две секунды! Даже доказать ничего не сможешь – тебя уже удалили из базы данных. Вот вам и вполне предсказуемые последствия перевода личных данных в электронный вид.
Любая передача информации о себе другим – это потенциальная опасность. Например, узнав, что по выходным вы уезжаете на дачу, злоумышленники могут забраться в квартиру и обокрасть, и прочее, и прочее. Об этой опасности знают все, потому что, имея дело с физическими объектами, люди имеют опыт из прошлого (свой и чужой), и естественное чувство опасности на зверином уровне. Но когда дело касается неизмеримо бОльшего вреда, который может быть нанесён его персоне посредством электронных технологий, он почему-то впадает в ступор и уже не способен рассматривать эту проблему.
Быть может, серьёзную роль здесь сыграла многолетняя детская доверчивость к айподу, айфону или планшету? Он ведь всегда рядом, и готов спасти вас от скуки двадцать четыре часа в сутки. Он фактически стал другом. И для многих теперь всё, что связано с интернетом и электронной техникой вообще, стало чем-то вроде фетиша, на который и замахиваться-то критическим рассмотрением нельзя — сочтут святотатствующим дегенератом.
Создаваемый сегодня цифровой профиль – это хранилище всех данных о гражданине, доступ к которым неограничен, по большому счёту. Во всяком случае, вы не сможете определить, кто имеет к ней доступ, а кто нет, и есть большая вероятность того, что рано или поздно ваши данные взломают хакеры. Для чего? Найдут для чего. Умный вор всегда сумеет реализовать полученную информацию. Ведь общеизвестно: информация – это сила. А тот, кто владеет ею, получает неограниченную власть использовать её в своих интересах.
Перевод всех данных в электронный вид, и постепенное устранение физических носителей (бумажный паспорт и прочее) сулит нам много сюрпризов. Подытожим некоторые, видимые даже глазом неспециалиста:
- Полная открытость всех личных данных тем людям, о которых вы ничего не знаете и кому нельзя доверять. 2. Тотальный контроль спецслужб (даже зарубежных). 3. Возможность мгновенной социальной смерти, в случае отказа повиноваться приказам властей (никакой речи не будет идти о презумции невиновности и доказательствах со стороны обвинения). 4. Невозможность проследить, как используются ваши данные, и вмешаться в этот процесс, если вы не являетесь продвинутым IT-ишником. 5. Возможность мгновенного использования этих данных в крайне опасных для вас целях неизвестным вам человеком, хоть из другой точки земного шара (преступник может скопировать ваши данные и оставить на месте преступления). 6. Невозможность запретить и отказаться от копирования и использования этих данных, если однажды вы дали согласие на создание цифрового дубликата своей личности.
Так что цифровизация – весьма неоднозначный процесс. Хотя многие, почему-то, не видят этого в упор.