Home » Колонки » Дневник провинциала » Блокировки карт, или Победное шествие цифровизации
Матфей ЗАДНИПРЯНЫЙ

Блокировки карт, или Победное шествие цифровизации

Матфей ЗАДНИПРЯНЫЙ

 На сегодняшний день проблема блокировок банковских карт стоит очень остро. Заключаю это из СМИ, где появляются всё новые сведения о несправедливости решений Сбербанка по этому вопросу. Страдают ни в чём неповинные люди, малоимущие и даже пенсионеры.

Каждый из нас без предварительного звонка из банка может обнаружить, что снять деньги со своего счёта нельзя. Звонят или сообщают о подобном решении из Сбербанка всегда постфактум. Ну, а что если деньги нужны человеку срочно? Что, если те несколько дней, в течение которых человек должен бегать выяснять, почему заблокировали его счёт, он занят срочными делами? Ведь из-за блокировки может, к примеру, сорваться выгодная сделка, может не хватить денег на срочную операцию, или на билет домой из-за рубежа. А ещё нужно учесть, что блокировка счёта – это стресс, подрывающий здоровье. Тот, кто слаб телом и духом, может «заработать» тяжёлую болезнь, получить инфаркта или инсульт. И если кому-то кажется, что я хватил лишку, то уж в отношении пенсионеров – это верно на все сто.

Оказывается, Сбербанк имеет законодательное право блокировать наши счета по одному лишь подозрению: «в конце сентября вступил в силу закон, позволяющий блокировать карты и онлайн-счета из-за сомнительных транзакций», сообщает Mk.ru  в статье «Блокировки банковских карт усилились: чего нельзя делать со своими деньгами» от 16.10.2018. То есть, даже извиняться перед вами никто не будет! А сомнительным, как показала жизнь, может стать любое перечисление средств, даже если это всего лишь «несчастная» тысяча рублей – наконец-то отданный долг вашего знакомого. История вопроса уже богата подобными случаями.

Началось всё это, правда, ещё в конце 2016-го, когда российские банки законодательно обязали бороться с мошенническими переводами средств. На стражу выставили технологии искусственного интеллекта: система фрод-мониторинга (Fraud Detection System) позволяет «быстро и с максимальной степенью вероятности распознать мошенника» (Википедия, статья «Антифрод»). По факту, под шквальный огонь системы попала, и продолжает попадать, масса невинных людей.

С другой стороны, без системы этой, вроде как, уже не обойтись: электронное жульё иначе не остановишь. Потому что на подозрительные операции клиентов искусственный интеллект реагирует мгновенно, тогда как человеку на это требуется гораздо больше времени. Но всё-таки, от этой власти блокировать счета веет каким-то морозцем. Не по себе становится.

Расскажу о реальном случае ошибки, то ли банковских специалистов, то ли пресловутой фрод-системы, сам факт наличия которой должен внушить серьёзное сомнение в работе Сбербанка в целом.

В первой половине ноября мне позвонила давняя знакомая Алина*, и сказала, что пару дней назад ей пришла SMS-ка из Сбербанка, информирующая об аресте её банковского счёта, по решению суда. Также сообщался адрес ЖКС №* пригорода N*** Санкт-Петербурга, по инициативе которой, втихаря, как это всегда и делается в подобных случаях, прошёл суд. Какова причина ареста, то есть, в чём, собственно, провинилась Алина – не указывалось.

Пенсионерке Алине эта противная история была совсем некстати. Муж болеет, да и к самой недавно хворь какая-то прицепилась, чтоб её! А разобраться надо, никто за неё этот вопрос решать не будет. И если сейчас же не начать действовать, то пенсия, которая должна придти на карту не сегодня-завтра, тоже улетит в эту, непонятно откуда взявшуюся, чёрную дыру. Ведь по решению суда требуется уплатить аж восемьдесят пять тысяч!

Получив моё согласие на моральную поддержку в этом нелёгком деле борьбы с безликой системой (в подобной ситуации она кажется откровенно враждебной), Алина немного успокоилась. А чтобы действовать эффективнее, представила, что это не её проблема, а чья-то другая, и эмоционально от неё отстранилась. Всем, кто оказались в сложной ситуации, этот нехитрый психологический приём и нервы поможет сберечь, и делу поможет…

И вот мы шагаем по улице городка N***. Стоит тот сумрачный ноябрьский день, когда без часов ни в какую не угадаешь, сколько времени. Подходим к дому, в котором располагается ЖКС №*, поднимаемся на второй этаж. В коридоре снуют суетные женщины и сосредоточенно-молчаливые мужчины. В кабинете сидят, уставившись в мониторы, сотрудники.

Алина заявила о проблеме. Я стал позади, молчу, изучаю, да на ус наматываю. На Алину среагировали двое, а третий, что-то листавший пальцами в айподе, пару раз зорко оглядел меня: что за птица, дескать? Всё-таки – свидетель! Остальные же были так поглощены работой, что будто нас и не заметили.

Сначала юрист, мужчина немногим за тридцать, пытался понять, что собственно не устраивает Алину. Заблокировали, значит – за дело! Часто, наверное, приходят разные несчастненькие, которым нечем платить по долгам, и они пытаются то ли разжалобить, то ли ещё что. Не на тех напали, ребята, говорит выражение его лица. Выражение, присущее каждому закоренелому юристу.

Но узнав, что долгов по недвижимости у Алины нет, стал вникать в дело. Порылся в компьютере, открыл какой-то файл, стал искать фамилию Алины.

– Всё верно. Алина Николаевна Колбова. Долг за электроэнергию. Недавно был суд.

– У меня с собой все квитанции за двадцать лет своевременной оплаты!

– Странно… А нет ли у вас в N*** другой недвижимости?

– Нет.

– Может быть – нежилая?

– Нет!

– Странно, –  повторил юрист, и на минуту погрузился в сосредоточенное молчание. Потом, вскинул глаза на Алину, и стал размышлять вслух:

– По документам ФИО совпадает. Но если у вас всё оплачено…

– Да вот, посмотрите, я сейчас покажу все счета…

– Нет, нет, я вам верю, – сказал он, делая отстраняющий жест рукой.

– Но что мне теперь делать? Я – пенсионер, нездорова, занимаюсь сейчас лечением…

– Тут только одно может быть… – раздумчиво произнёс юрист, параллельно набирая номер телефона. Поговорил с кем-то около минуты, и, выяснив дату рождения приговорённой к выплате штрафа Алины Колбовой, спросил:

– Какая у вас дата рождения?

– 07.05.1957 – ответила Алина.

Оказалось, существуют две разные Алины Николаевны Колбовы. Та, вторая, родилась на два года и несколько месяцев раньше, чем моя знакомая. И обе, по странному стечению обстоятельств, имеют недвижимость в небольшом городке N*, и даже являются клиентами той же самой ЖКС №*.

Теперь, когда ошибка была выявлена, нужно было идти в Сбербанк, чтобы там разобрались, и подтвердили факт ошибочности ареста счёта. По дороге к нему мы строили всевозможные гипотезы о том, как могла произойти эта ошибка. Да и ошибка ли? Может, некто, имеющий доступ к базе данных, нажал пару кнопочек и подставил невинную Алину?

Придя в Сбербанк, мы взяли талончик «решить проблему». Четверть часа ожидания, и за столик под №13 уселась отдохнувшая, с подведёнными тушью глазами, служащая банка.

Вскоре мы узнали, что неким таинственным для всех способом, произошло слияние данных анкет двух разных клиентов Сбербанка, носящих одно и тоже ФИО (тёзки в третьей степени, так сказать). В подтверждение своих слов, специалист развернула к Алине монитор, чтобы она сама в этом убедилась. На вопрос, а как, собственно, такое могло произойти, служащая сказла:

– Не могу сказать, будет произведено специальное расследование.

Две Алины Николаевны Колбовы, слившиеся в объятии, ненавистном – для одной, выгодном – для другой. Может, та, другая Алина, как тень из сказки Андерсона, пытается подменить своего хозяина?

Пощёлкав с полминуты на клавиатуре своими ухоженными пальчиками, сотрудница взяла два распечатанные листа и, положив их перед Алиной, сказала:

– Впишите, пожалуйста, свои данные: копию оставьте себе. А здесь, – она указала авторучкой на белый прямоугольник в середине листа, – опишите возникшую ситуацию. Можете предъявить свои претензии.

И, с профессиональной улыбкой, дипломатично прибавила: – По-человечески я вас очень хорошо понимаю.

Алина вписала требование возмещения морального ущерба. Но, увы! Забегая вперёд, скажу, что в SMS-ке, полученной Алиной позднее, Сбербанк отказался от какой-либо компенсации расстроенных нервов своего клиента. Не нашли они на это достаточных оснований! Думаю, подключив юристов, Алина могла бы выбить из банка хоть что-нибудь, но вот окупились бы её энергозатраты, той суммой, которую бы она получила в итоге – большой вопрос.

В общем, сидели мы в банке около часа, и были очень довольны, когда все нужные подписи были, наконец, поставлены, а документы с печатями выданы. Сотрудница пообещала, что проблема будет решена. Так и случилось. Через неделю Алина сообщила мне, что арест снят, а деньги возвращены. Хотя перед этим ей пришлось-таки ещё съездить в N*, и повозиться с бумагами. ..

Сегодня цифровизация в России идёт семимильными шагами, на неё тратятся миллиарды. «Наверху» решили, что она нужна обязательно. Так ли это? Ну, конечно, темп современной жизни, желание успеть оторвать свой кусок пирога, а если можно, то и перегнать другие страны в гонке за материальными ресурсами – это всё понятно. В цифровом мире всё делается быстрее, не знаю во сколько раз, по отношении к физическому. Но вот и опасности для всех вписанных в электронный мир (уже создаются цифровые профили граждан) обратно пропорциональны тем удобствам, которые сулят нам апологеты цифрорая. Почему?

К примеру, случилась авария и отключилась подача электроэнергии, что и происходит периодически в разных регионах нашей необъятной родины, и сразу все блага электронного царства становятся, как минимум, недоступными. Такую картинку из недалёкого будущего легко представить: стоите вы со своим электронным паспортом (уже активно вводят), и с банковской картой перед закрытой «Пятёрочкой», в которой нет света. И ничего не можете купить. Будь у вас наличность (а её отменили), а в магазине счёты со свечами – другое дело. А ведь такая авария может и затянуться неизвестно на сколько.

Современному человеку видится всё в позитивчике, вроде как ориентироваться на негативные варианты развития событий – это дурной тон. Но ведь надо думать в обе стороны, а? Математически, так сказать. То есть, надо уметь предсказывать негативные вероятности, и подстилать соломку там, где может упасть (!) всё население России. То бишь, неплохо бы иметь альтернативный вариант жизнедеятельности, чтобы в случае чего им воспользоваться.

И ещё. Те немногие, кто имеют власть блокировать счета, и вообще делать что-то с нашими цифровыми данными, вряд ли очень хорошие люди, как вы думаете? Нет, наверное, столь наивных читателей, которые считают банкиров и государственных чиновников высокоморальными, почти безгрешными людьми. А ведь именно в их руках будет сконцентрирована власть над всеми сторонами жизни всех жителей России. (В цифропрофиле гражданина будет вся информация о нём, вплоть до биометрии). Кто это – они? Да без разницы! Даже если назвать имена, вполне вероятно, что они – лишь марионетки.

Суть в том, что есть те, у кого сходятся все ниточки. И если заблокируют, например, вам электронный паспорт, то доказать, что вы – это вы, не сможете. И если бумажный паспорт могут изъять силой и только в личном контакте с его владельцем, то вот электронный – взяли и заблокировали за пару секунд неведомые вам люди. И – всё. Без бумажки, одним словом, сами знаете, кто вы. Без паспорта ничего нельзя сделать. Получается, можно будет социально уничтожить человека за две секунды! Даже доказать ничего не сможешь – тебя уже удалили из базы данных. Вот вам и вполне предсказуемые последствия перевода личных данных в электронный вид.

Любая передача информации о себе другим – это потенциальная опасность. Например, узнав, что по выходным вы уезжаете на дачу, злоумышленники могут забраться в квартиру и обокрасть, и прочее, и прочее. Об этой опасности знают все, потому что, имея дело с физическими объектами, люди имеют опыт из прошлого (свой и чужой), и естественное чувство опасности на зверином уровне. Но когда дело касается неизмеримо бОльшего вреда, который может быть нанесён его персоне посредством электронных технологий, он почему-то впадает в ступор и уже не способен рассматривать эту проблему.

Быть может, серьёзную роль здесь сыграла многолетняя детская доверчивость к айподу, айфону или планшету? Он ведь всегда рядом, и готов спасти вас от скуки двадцать четыре часа в сутки. Он фактически стал другом. И для многих теперь всё, что связано с интернетом и электронной техникой вообще, стало чем-то вроде фетиша, на который и замахиваться-то критическим рассмотрением нельзя — сочтут святотатствующим дегенератом.

Создаваемый сегодня цифровой профиль – это хранилище всех данных о гражданине, доступ к которым неограничен, по большому счёту. Во всяком случае, вы не сможете определить, кто имеет к ней доступ, а кто нет, и есть большая вероятность того, что рано или поздно ваши данные взломают хакеры. Для чего? Найдут для чего. Умный вор всегда сумеет реализовать полученную информацию. Ведь общеизвестно: информация – это сила. А тот, кто владеет ею, получает неограниченную власть использовать её в своих интересах.

Перевод всех данных в электронный вид, и постепенное устранение физических носителей (бумажный паспорт и прочее) сулит нам много сюрпризов. Подытожим некоторые, видимые даже глазом неспециалиста:

  1. Полная открытость всех личных данных тем людям, о которых вы ничего не знаете и кому нельзя доверять. 2. Тотальный контроль спецслужб (даже зарубежных). 3. Возможность мгновенной социальной смерти, в случае отказа повиноваться приказам властей (никакой речи не будет идти о презумции невиновности и доказательствах со стороны обвинения). 4. Невозможность проследить, как используются ваши данные, и вмешаться в этот процесс, если вы не являетесь продвинутым IT-ишником. 5. Возможность мгновенного использования этих данных в крайне опасных для вас целях неизвестным вам человеком, хоть из другой точки земного шара (преступник может скопировать ваши данные и оставить на месте преступления). 6. Невозможность запретить и отказаться от копирования и использования этих данных, если однажды вы дали согласие на создание цифрового дубликата своей личности.

Так что цифровизация – весьма неоднозначный процесс. Хотя многие, почему-то, не видят этого в упор.

Recommended for you
Матфей ЗАДНИПРЯНЫЙ
Спасительные прозрения

(далее…)