Дед Мороз — источник халявы?
Матфей ЗАДНИПРЯНЫЙ
Уже полным ходом идёт подготовка к Новому году. Праздник этот мил людям. Почему? Этим вопросом я задался, в который раз, в преддверии Нового года. А уже с середины ноября с интересом наблюдаю за подъёмом народного духа, и почти кожей осязаю желание знакомых и случайных встречных, оторваться в праздник по полной.
В моей семье традиция новогоднего празднования не прижилась. Не помню, чтобы 31-го дома стояла ёлка, поигрывая разноцветными огоньками, увешанная сверху до низу шариками, игрушками и прочим. Не помню атмосферы многочасового застолья, по окончании которого, встают, пошатываясь и чуть-чуть не хрюкая, со следами салата на щеках, иссиня-красным носом, с трудом делая свои первые счастливые шаги в новом году. Но один раз, по странному стечению обстоятельств, я побывал-таки за новогодним столом у дальних родственников.
Н-да, не знал я к шести годам, что мой взрослый и, казалось бы, умный двоюродный дядя Саша, может добровольно превратиться в свиноподобное четвероногое. А более всего меня, помню, удивило, что все большие и важные дяди и тёти восприняли это и другие подобные превращения благодушно, и даже снисходительно-одобрительно. В народе вообще почему-то считается, что хотя бы раз в год, каждый уважающий себя человек имеет право похрюкать в своё удовольствие, напрочь забыв как о своём человеческом достоинстве, так и о соблюдении элементарных социальных норм поведения. Так, будучи ещё мальчонкой, я решил, что они безумны, хотя в повседневной жизни скрывают это.
«В эту ночь люди открыты душой, счастливы и верят в сказку. Вы ничего не понимаете», — перебьёт меня кто-то с раздражением, будучи ярым приверженцем традиции застолья. Да, я знаю, что предлагаю непопулярный, непривычный взгляд. Но мерцающий огонёк истины манит меня вдаль от обычаев.
Если проследить за тем, как формировалось празднование Нового Года в России, с тех пор, как царь Пётр I в 1699 году постановил отмечать его первого января в двенадцать ночи пушечным выстрелом, то многое встанет на свои места. До 1897-го, оказывается, этот день официально не был выходным. И советская власть долго к нему не благоволила: лишь с 1947-го он стал нерабочим. Лишь с 1995-го дни с 1 по 5 января объявлены выходными. Дальше – больше: с 2013-го, добавили 6-е и 8-е января. То есть, оказывается, традиции бесчинствовать в первую неделю января всего ничего: 23 года! А до этого, судя по отзывам моих престарелых родственников, люди праздновали культурнее: уже второго нужно было идти на работу.
А что значил праздник Нового Года для простого люда в России в прошлые века? В новогоднюю ночь, желая узнать своё будущее, занимались гаданием и ворожбой. Человеку всегда хотелось знать, что его ожидает. Издревле, в метафизическом организме человечества дремлет жажда чудесной перемены, внезапного и полного обновления, хочется избавиться от прошлого, от собственных страхов, от потеренности и уныния. У каждого, даже самого затюканного жизнью, есть эта мечта, эта вера и надежда. Пробудить её нетрудно. Новый Год, как символ жизни с чистого листа, вскрывает потаённое, чаще неосознанное стремление к обновлению. Этот механизм психики так понятен: ежедневная рутина, а жизнь, как у собаки на цепи, которая хоть и сыта, да никакой волюшки не знает. И вот, в праздник пса спускают с цепи, он носится как угорелый, может сдуру кого-нибудь покусать, попасть под машину. А умел бы пить — напился бы обязательно. Всё от жизни своей собачьей.
Вот здесь-то и ответ на то, откуда возникла эта традиция новогодних бесчинств. Придумали Деда Мороза, некое мистическое существо, подчинённое, в новогоднюю ночь, желаниям всего человечества. Фунционально он напоминает джинна из сказок «Тысячи и одной ночи», который только того и ждёт, чтобы исполнить чьё-то желание. У нашего же народа сложилась сказка про дурачка Емелю, у которого всё само-собой делалось («по щучьему велению, по моему хотению»). Можно вспомнить и схожий образ Ивана-дурака из другой сказки. И что интересно: Емеля и Иван-дурак очевидно, являются героями в народном сознании. Так же, как и Алладин. Любит народ халяву, поэтому и своим героем избрал ленивого, но удачливого (что противоречит всем законам жизни) воплотив в этом образе мечту о недоступной волюшке. Правда, нельзя забывать, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке», о чём народ тоже знал. Поэтому, встаёт вопрос о том, какова будет расплата за вроде бы бесплатные подарки.
Кто такой джинн Алладина, кто такая говорящая щука Емели? Алладин — тёмный дух, это следует из самой сказки. И Емеле, вероятно, тоже прислуживал рогатый. Кто же ещё? Ведь бес всегда с удовольствием служит человеку, желающему обойти сверхъестественным способом одинаковые для всех правила жизни. У него есть своя корысть, не буду уточнять, какая.
Современный цивилизованный человек забыл, конечно, языческие гадания, но также жаждет чудесных изменений в своей жизни, подарков. И даже больше, чем в прежние века, вожделеет материальных благ. Я читал в какой-то газете о подростке, продавшем свою почку ради приобретения статусного гаджета наподобие айпода. Читал и о других, подобных примерах, рассказывающих историю безумного стадного желания человека, казаться значительнее и богаче, чем он есть на самом деле.
Современный Homo Sapiens живёт в погоне за благами и престижем, жаждет их, мечтает о них. Служение мамоне въедается в его кости и передаётся с молоком матери детям. Но Мамона – не Бог, а всего лишь божок, созданный человеческим разумом. Поклоняясь ему, человек, в действительности, поклоняется собственному комплексу страстей и страстишек, паразитирующих на антагонизме вожделения и отвращения, замешанного на страхе. Всё, что приносит деньги становится целью его узко-сфокусированного ума. Очень для многих достижение корыстных интересов стало смыслом жизни, даже идеалом, что полностью исключает проявления человечности и благородных порывов. Ведь душу, доброту души, нельзя пустить в оборот, нельзя положить в банк под проценты. Её можно попытаться продать чёрту в обмен на исполнение желаний. Но нужна ли ему прогнившая насквозь душонка корыстолюбца? Да и кто сегодня в это верит?
Являясь поклонником этого идола, человек и праздник Нового Года обставил как языческий культ. И если раньше осуществлялись откровенно-языческие обряды, нацеленные на всё то же достижение выгоды, то сегодняшний человек просто-напросто придал им иную форму. Глядя с этой точки зрения, новогоднее пиршество с его излишествами, можно рассматривать как служении неведомому духу Деда Мороза, от которого празднующие ждут чудес. А кто такой Дед Мороз? Может быть — брат Санта-Клауса. А может — родичь персонажей русского народного фольклора, таких как водяной, леший, домовой? Кто стоит за символом краснощёкого, осанистого и добродушного полного дедушки с длинной седой бородой? Может быть, это и вовсе тот же, хитро замаскированный бес, прислуживавший Ивану-дураку? К слову, до 1699-го, когда Новый Год справляли в сентябре а не первого января, Дед Мороз почитался в народе за злого персонажа.
Если у беса есть какие-то малопонятные нашему земному рассудку виды на душу человеческую, то у торговых корпораций планы вполне прозаичны. Торговцы всех стран живут в непрекращающемся поиске эффективных способов продажи своих товаров, и любой праздник используют для выманивания наших денег. Они ловко играют как на сильных страстях, так и на мелких страстишках. И делают это мастерски.
Пиарщики-торговцы используют выверенные слоганы и символические изображения, безотказно действующие на сознание большинства. Они обращаются к проверенным временем архетипам, сидящим у нас в подкорке. Берут сказочные изображения Деда Мороза и ёлки, используют для изделий сферические формы, напоминающие ёлочные игрушки. Наносят на упаковку продуктов или вещей зимние сказочные пейзажи, улыбающихся детей со свечами в руках и прочее. Всё это взывает к памяти о золотых днях детства, семейных праздниках, домашнем уюте. Всё это родное, знакомое. И всё это хочется купить. Результат предновогодних манипуляций человеческими эмоциями просто потрясающий: по статистике, за небольшой период времени (вторая половина декабря — первые дни января) торговцы срывают куш, равный доходу от продаж остального времени года, или даже больший!
«Вы что, против всех праздников, или только против Нового Года?» — слышу чей-то вопрос. А ведь дело то вовсе не в том, против я, или нет. Дело в том, считает ли человек, что в праздничный день он обязательно должен напиться и объесться, а потом пойти куралесить, взрывать петарды, как будто началась война, разбить кому-нибудь нос; считает ли он, что в этот день разрешено, даже полагается, стать скотиной?
Очень хочется найти и предложить альтернативные формы празднования. Например, — сходить всей семьёй на концерт классической музыки, на хороший спектакль в театр, или на проверенный временем фильм. Можно самим подготовить праздничное представление с участием не только родителей, но и детей. В конце концов, можно просто устроить поход на лыжах всей семьёй.
Вот, предложу свой необычный, почти фантастический вариант празднования Нового Года.
Отключите все гаджеты, желательно, даже сотовые телефоны, забудьте об интернете и живите только тем, что видите, слышите, осязаете в реальном мире. Поезжайте на неделю всей семьёй в захолустный край, поселитесь в деревенском домике (если нет своего — арендуйте), топите печку, колите дрова, набирайте воду из колодца и расчищайте снег. Просто радуйтесь теплу уютного семейного кокона и отсутствию внешних раздражителей, наслаждайтесь тишиной, покоем. Нарядите в лесу ёлку, и, ловя ртом снежные хлопья, спойте под ней любимую песню. Вернувшись восвояси к девятому января, каждый в вашей семье почувствует себя посвежевшим, отдохнувшим и готовым к жизненным передрягам. Не пожалеете!