Владимир ЛЕОНОВ, депутат Законодательного собрания Ленобласти 1994 – 2007 гг.
В Санкт-Петербурге в конце декабря прошлого года прошло заседание дискуссионного клуба «Родина на Неве». Тема встречи: «Референдуму быть? Предпосылки и перспективы объединения Ленинградской области и Санкт-Петербурга».
Обсуждение показало, что единый регион сможет существенно усилить свои позиции по многим направлениям.
Особенно часто эта тема обсуждалась в 90-х годах. В её обсуждении приходилось участвовать и мне, как депутату Законодательного собрания Ленинградской области в те времена. Поэтому полагаю, что могу высказать свои аргументы по данному поводу.
Разделение некогда единой Ленинградской области на два самостоятельных субъекта федерации изначально выглядело столь нелепо, что первые три губернатора Ленинградской области чуть ли не на священном писании клялись избирателям с разводом покончить.
Обещали это и Беляков, и Густов, и Сердюков. Правда, только в период избирательных кампаний. Выступая 29 сентября 1998 года на Законодательном собрании Ленинградской области, губернатор Сердюков, в частности, заявил: «Я считаю целесообразным объединить Ленинградскую область и Санкт-Петербург». Но едва прошли очередные выборы, как Валерий Павлович тут же забыл о своих словах.
Впрочем, губернаторов понять можно. Терять-то губернаторское кресло даже в обмен на высокий пост в объединённой администрации никому не хочется – такова уж природа всех начальников. И недаром древние по этому поводу остроумно заметили, что «лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».
Но если выгода губернатора и его приближённых в сохранении нынешнего положения дел видна невооружённым глазом, то пользу воссоединения для жителей области порой не могут связно разъяснить даже самые горячие его сторонники.
Однако здесь не всё уж так просто.
Поэтому прежде чем говорить о том, какие преимущества получит население Санкт-Петербурга и Ленинградской области после объединения в единый субъект федерации, необходимо ответить на вопрос: для чего нужна власть вообще.
В общенародном (бесклассовом) обществе, очевидно, что любая власть, в первую очередь, нужна для того, чтобы обеспечить для населения такую организацию труда, в условиях которой оно может безбедно существовать, то есть, власть нужна для того, чтобы объединить и направить усилия людей на удовлетворение их же собственных потребностей.
Власти разных уровней осуществляют это, кооперируя усилия людей. У каждого уровня власти здесь свои задачи. Но в любом случае необходимо обеспечить людям пищу, одежду, жильё, необходимую инфраструктуру, а также услуги по охране здоровья, образованию, безопасности и организации досуга.
Причём, чем больше кооперация, тем проще и дешевле решение этих задач. Например, объединение органов внутренних дел города и области оказалось настолько выгодно, что даже при всём желании они так и не смогли разъединиться. Столь же выгодным оказалось объединить в конце 90-х пенсионные фонды.
Логика объединения здесь безупречна.
В классовом обществе, в котором мы существуем, власть представляет собой механизм, осуществляющий распределение ресурсов и ценностей в интересах господствующего класса. Хотя этот механизм для своего сохранения лицемерно объявляет целью своего существования реализацию интересов населения.
Власть здесь оказывается в зависимости от тех, у кого деньги. На это направлена и система выборов, где, как правило, побеждает тот, у кого оказалось больше денег. А кто даёт деньги, тот, как известно, и «музыку заказывает».
Поэтому мы должны понимать, что многие аргументы для объединения Санкт-Петербурга и области в единый субъект, основанные на интересах большей части жителей, будут использованы существующей властью при объединении совершенно в иных целях.
А теперь изложим некоторые аргументы в пользу объединения, исходя из общенародных интересов.
1.Очевидно, что воссоединение и концентрация усилий и средств в одних руках, а также принятие единого законодательства, способствует развитию совместных проектов, позволит избавиться от многих нерациональных трат.
2. Будут приняты необходимые для всего региона единые культурная и образовательная программы и программа медицинского обслуживания населения.
3. Сельхозпредприятиям области будут созданы режимы наибольшего благоприятствования на рынках Санкт-Петербурга, что обеспечит развитие сельского хозяйства, повышение занятости и благосостояния населения области, повышение продовольственной безопасности региона.
4.Будут решены многие проблемы жителей «спальных районов» Санкт-Петербурга, находящихся на территории Ленинградской области, а также многие проблемы тех, кто работает в соседних субъектах.
5. Значительно упрощается решение проблем экологии, в частности, связанных с вывозом и переработкой отходов, со строительством мусороперерабатывающих заводов.
6.Решаются все проблемы, связанные с существованием границы между нынешними субъектами федерации, в частности, связанные с неоднократными попытками её незаконной корректировки.
7. При объединении должны будут решены многие существующие сегодня проблемы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, в частности, на территориях районов Санкт-Петербурга должны возникнуть в соответствии с федеральным законом полноправные муниципальные образования.
8. И, конечно же, объединение позволит существенно сократить бюрократический аппарат.
Вроде бы всё логично, и объединение необходимо. Но по приведённым выше причинам скоропалительным объединением можно и навредить. Поэтому я бы предложил начать с конфедеративного объединения, когда сначала образуется лишь единый законодательный орган, состоящий из двух палат (те же городское и областное законодательные собрания), которые формируют единое законодательство, тем самым создавая базу для объединения.
Сегодня же контакты законодательных собраний практически отсутствуют. На заре их возникновения какие-то совместные заседания мы проводили. В частности где-то в 1996 году мною на одном из таких заседаний была внесена идея конфедеративного объединения, и соответствующие материалы были розданы. Но данная идея не была поддержана.
Пришло время действовать.