Home » N.B! Тема » Картины, которые хочется трогать
P1070614

Картины, которые хочется трогать

Чтобы увидеть красоту работ Сергея Литвина, представленных на выставке «Благодарение», не обязательно иметь глаза. Главное – иметь душу,

а «смотреть» их можно и руками. Почти все они выполнены в технике подцвеченных рельефов на фанере.

 

Нет, безусловно, и цвет имеет значение, но необычность картинам всё же придаёт рельеф, структура дерева, с которой работает художник.

Когда я первый раз увидел картины Сергея Литвина, мне захотелось их потрогать, признаётся директор музея «Крепость Орешек» Сергей Орлов, открывая выставку «Благодарение» в здании бывшей тюрьмы. Сергей  Викторович прекрасный и самобытный художник. В основе его творчества лежит христианское православное миропонимание, источник вдохновения мастер находит в красоте и гармонии окружающего мира, историческом прошлом и богатейшем культурном наследии русского народа. Мне показалось символичным, что в мрачной и тягостной обстановке тюрьмы вдруг засияло это пространство надежды и веры.

Сергей Васильевич абсолютно прав, что предоставил художнику возможность разместить экспозицию в стенах казематов, поддерживает своего шефа одна из смотрительниц музея. Когда человек попадает в невыносимую жизненную ситуацию, по-настоящему укрепить его может только осознание того, что всё в руках Господа. Одна из картин так и называется «В руце Господней».

Елена Николаевна поворачивается к картине. Подходит. Приближает к ней лицо, потом отстраняется, снова подаётся вперёд и с изумлением выдыхает: «Ну, надо же! А я сразу и не поняла. Вы видите, что фоном для изображения служат не просто разрозненные буквы. Это же текст!»

Елена проводит над картиной рукой, кажется, что она пробегает по буквам, как по клавишам. Я подошла ближе и с неменьшим изумлением, чем моя собеседница, начала читать: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто».

Золотые буквы Первого послания к Коринфянам апостола Павла подцвечены изнутри синевой, бирюзой и сиренью, что делает их излучающими свет. В этом сиянии гимна любви стоит женщина в белоснежном облачении, на золотой ладони Вседержителя.

«Для всех нас найдётся место в руке Господа», написал в книге отзывов один из посетителей. Как бы подтверждая ощущения зрителя, художник говорит:

Когда я смотрю на то, что происходит вокруг, мне кажется, что мы все у Него вот здесь, Сергей делает ладонь уютной чашей. Поэтому с нами ничего дурного не происходит. Всё как-то светло и гармонично. Добро это добро, а не смесь добра и зла. Истина кратчайший путь к источнику жизни. Творчество преобразование ситуации в поступок, от которого теплее на душе у ближнего, светло и немного конфузливо улыбается Сергей Викторович.

По словам мамы художника, Галины Михайловны, Сергей начал преобразовывать ситуацию, то есть творить, когда ему было чуть больше полутора лет, а если быть точной, то 1 год и семь месяцев. Вернувшись с папой после демонстрации, мальчик с точностью, удивительной для такого малыша, нарисовал машину, флаги и ещё какие-то детские впечатления от праздника. С тех пор карандаш стал главной «игрушкой». Нередко Серёжа и засыпал, не выпуская инструмент из рук.  Если сказать, что мама и папа у Сергея Литвина были художниками-оформителями, то его талант и выбранный путь объяснимы.  Учился Сергей Викторович в мастерской книжной графики графического факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина.

Я человек неверующий, поэтому мне не совсем близко то, что сейчас делает Серёжа, призналась мама художника. Но это его выбор, его поиск, его художественный язык. А потом я знаю, какой за этим стоит огромный труд. Многие из этих работ он начинал делать у меня на глазах, на даче.

Из всех выставленных работ Галина Михайловна отметила изображения греческих муз Клио и Урании. И она не одинока в своём предпочтении. У двух ярких досок задерживались многие экскурсанты.

Если смотреть на Уранию вот под таким углом, получается удивительный стереоэффект, молодой мужчина берёт за руку свою спутницу и меняет ракурс её созерцания.

Я не могу понять, почему фоном у европейских богинь какие-то гжелевские мотивы? спрашивает девушка.

Наклонись к пояснительной табличке. Художник как будто знал, что ты задашь именно этот вопрос, говорит парень и начинает вполголоса читать: «Западноевропейские скульптурные образы врезаны в ткань течения русского психологического бытия».

Очень стильно! Я бы хотела купить эти работы. Интересно, художник продаёт их?

Нет, художник ничего из выставленных работ не продаёт. А вот говорит о каждой с проникновенной нежностью. Первую картину в технике подцвеченного рельефа  Сергей создал в 2011 году. Это было «Предчувствие». С материалами и техниками мастер экспериментировал всегда. Делал гравюры и офорты, рисовал на оргалите и бумаге, тушью и красками, работал с деревом и гипсом. Но оказалось, что именно фанера для художника Литвина, в своей многослойности,  затаила небывалую глубину для творчества. Шероховатость тревоги окружающего мира и абсолютную гладкость покоя внутреннего мира беременной женщины всё смогла отразить фанера под резцом и кистью художника в «Предчувствии».

Перед нами воплощённая женственность. Но кто это?

Мадонна или «простая русская баба»?

У неё рука на округлом животе, или в руках конверт с младенцем?

Что она предчувствует?

Счастье рождения или мученическую смерть уже рождённого?

Чем дольше и подробнее вглядываешься, тем больше появляется вопросов.

Нужно ли искать на них ответ?

Не думаю. Главное, прикасаться душой  к светлым образам и вдруг слышать музыку или вспомнить стихи:

… и Младенца, и Духа Святого                                  

ощущаешь в себе без стыда;

 смотришь в небо и видишь звезда.

И испытывать Благодарение к художнику за выставку «лёгкую, как дыхание».

 

Алёна РЫБАКОВА, крепость Орешек Гатчина

 

 

 

 

От редакции. В октябре выставка «Благодарение» будет экспонироваться в Гатчине.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *