Home » N.B! Тема » Кто и как должен решать мусорные проблемы: суд, общественность, чиновники или профессионалы?
cvalkachel

Кто и как должен решать мусорные проблемы: суд, общественность, чиновники или профессионалы?

Несколько месяцев назад в газете «Общество и Экология» была опубликована статья «Мусорный удав» (http://www.ecogazeta.ru/archives/10715), в которой рассказывалось о разрастании несанкционированных свалок в Петербурге и Ленинградской области. Одной из главных причин этого негативного явления является слом старой системы управления по сбору, вывозу и переработке бытовых отходов и отсутствие мощного объединяющего предложения в создании новой системы управления. За последние годы состав мусорных потоков сильно изменился. К несанкционированным свалкам бытовых отходов прибавилось огромное количество незаконных свалок промышленных отходов. Нужно бить во все колокола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В статье «Мусорный удав» я приводил несколько примеров нашей борьбы против незаконных свалок и показал, что деятельность некоторых общественных групп против системных уже давно работающих полигонов по захоронению отходов приводит к борьбе против самих себя и к дальнейшему росту несанкционированных свалок.

Многим простым людям трудно осознать весь трагизм ситуации, поскольку они не видят всего масштаба, всей панорамы в мусорной отрасли и рассуждают только о том, что рядом, в собственном огороде. Шумиха подчас поднимается против тех действующих полигонов, которые жёстко контролируются экологическими службами региона и действуют в абсолютно законном поле. Но вот, некоторым местным жителям не хочется, чтобы рядом с ними был полигон, поэтому они начинают бороться с ним всеми силами. В результате, происходит совершенно обратный эффект, поскольку, если закрыть системный полигон, то количество вырабатываемого гражданами мусора не уменьшится, но возить его уже будут не в конкретно отведенное законное место, а по лесочкам, полям, дорогам. В этом случае будут возникать стихийные свалки, о которых почему-то молчат те же граждане. Как мы знаем, на ликвидацию подобных незаконных свалок государственные органы власти тратят немалые деньги.

Мы приводили пример, связанный с полигоном «Промотходы» во Всеволожском районе на Северной Самарке. Данный полигон был введён в эксплуатацию в 1974 году и работал все эти годы, как и полагается, с соблюдением всех технологических регламентов, норм и правил. Так он действует и поныне. По сути – это большой экологический объект. Но вот какая интересная ситуация произошла далее. Местные чиновники уже в нашем 21 веке оформили местным жителям все необходимые документы на земельные участки вблизи с этим полигоном для строительства дач. Это было грубейшим нарушением закона о санитарно-защитной зоне. Чиновники должны были понимать, что рано или поздно возникнет конфликт между новыми местными жителями – садоводами — и старым полигоном ТБО. Да и сами садоводы должны были бы сто раз подумать о том, что они сами добровольно подселяют себя к далеко не райским садам, а к достаточно большой горе мусора.

Руководство полигона предложило замечательный экологический проект, без расширения земель полигона, направленный на его модернизацию и улучшение экологической ситуации.

В Администрации Всеволожского района Ленинградской области состоялись общественные слушания по поводу реконструкции полигона ЗАО «Промотходы». Люди пришли, были дебаты, высказывались разные точки зрения – за и против. Но, если говорить с точки зрения закона — слушания состоялись. Зал был полон народа.

Что же произошло далее?

После долгого ожидания ответа глава  муниципального образования «Всеволожский муниципальный район Ленинградской области» подписывает документ, который бы удивил самых опытных юристов – оказывается, слушания признаны не состоявшимися. Это при полном-то зале народа и горячих дебатах! Так просто, одним росчерком пера глава МО взяла и обнулила общественные слушания. А вместе с ними и хороший проект по модернизации полигона, который, повторюсь, был направлен на улучшение экологической ситуации.

Сейчас экосистема Всеволожского района испытывает колоссальное экологическое давление от массового строительства, вырубки зелёных насаждений, загрязнения водоёмов и огромного количества несанкционированных свалок. Редакция нашей газеты не раз писала об этом. Поэтому представителям власти города Всеволожска и Всеволожского района нельзя отмалчиваться от проблем, сбрасывая их на решение местных жителей. Власть должна и сама вникать в проблемы и предлагать решения, идти в народ, заниматься экологическим просвещением, разрабатывать системный подход и внедрять его в жизнь. Если власть этого делать не будет, то каждая маленькая фокус-группа в различных уголках района «сядет» на решение (или не решение) только их узких проблем, и в этом случае в полной мере будет реализована идеологемма «хвост начнёт вилять собакой».

Всем очевидно, что катастрофическая ситуация с мусором в посёлке Свердлово, когда вынужден был вмешаться губернатор Ленобласти Александр Дрозденко как раз говорит об этом. В сентябре на эту тему на телеканале «Россия» вышла целая передача «Специальный корреспондент», в которой известный журналист Аркадий Мамонтов во весь голос рассказал о глобальной проблеме несанкционированных свалок.

Это простые и очевидные факты. Разрушить можно, что угодно, а вот создать очень тяжело. Тем более, в такой непростой отрасли. Конечно, нужно внедрять новые технологии по переработке отходов, строить новые заводы, создающие из отходов нужный и качественный товар. Но за 20 лет в нашем регионе не было построено ни одного подобного завода. Хотя в это время люди «производили» отходы и с ними нужно было что-то делать, куда-то их везти, контролировать  перемещение и складирование. Но кому-то это было невдомёк. Под давлением малых групп местных жителей начали ломать сложившиеся крупные системы. Из-за этого произошёл рост несанкционированных свалок, потерялась способность учета и контроля. Похожая ситуация сложилась и на территории всей страны. В последние годы это стало вызывать всё большее беспокойство у федеральных властей и общественных организаций.

Не случайно президент России В.В. Путин на прямой линии дал прямое поручение Общероссийскому народному фронту заниматься проблемами полигонов твёрдых бытовых отходов. Руководитель Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы РФ Владимир Гутенев сразу же отреагировал на поручение Президента России и сказал, что Центр приступает к мониторингу состояния пунктов твердых бытовых отходов (ТБО).

А что же в Ленинградской области?

В результате непродуманного распоряжения главы МО начали страдать все.

Возмутилась Всеволожская городская прокуратура. Она подготовила административное исковое заявление к муниципалитету с требованием отменить незаконное распоряжение, касающееся модернизации полигона твёрдых бытовых отходов. В иске чёрным по белому написано «…Реализация проекта реконструкции предусматривается в пределах существующего землеотвода, и направлена на обеспечение безопасной эксплуатации полигона, как в режиме приема отходов, так и после прекращения размещения отходов и выполнения работ по рекультивации полигона. На незаконное распоряжение главы муниципального образования Всеволожским городским прокурором принесён протест с требованием его отмены. В настоящее время протест прокурора главой Всеволожского муниципального района Ленинградской области отклонён, прокуратурой подготовлено административное исковое заявление об отмене незаконного распоряжения, которое подлежит направлению во Всеволожский городской суд».

Во Всеволожском городском суде уже состоялись три заседания и пока не принято никакого решения. Почему? Пока непонятно. Но со стороны можно наблюдать, как некоторые местные жители пытаются «давить» на суд. Зачем они это делают? Неужели они думают, что проект по модернизации полигона, который предложило руководство полигона и, который предлагает улучшить экологическую ситуацию можно вот так вот, с помощью «давления» на суд взять и «зарубить»? И главное – зачем? Кому это нужно?

Ведь государство предложило чёткий алгоритм действий – общественные слушания, затем государственная экологическая экспертиза. И только после неё реализация проекта. Это законный путь! Нужно по нему и идти.

Желая блага для нашей страны и нашего региона, хочется задать вопрос: когда же наше общество (чиновники, общественники, экологи, СМИ) научится решать стратегически важные вопросы, руководствуясь здравым смыслом и общей безопасностью России, а не тянуть «воз» в разные стороны подобно персонажам из басни Крылова «Лебедь, рак и щука»?

 

Сергей ЛИСОВСКИЙ,  главный редактор газеты «Общество и Экология»

 

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

More 44 posts in N.B! Тема
Recommended for you
Ленин
Ленин глазами его врагов

(далее…)